Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
которой он впоследствии отказался в книгах «Петр и Иоанн» и «Автобиографические
заметки» и т. д.
Очевидно, что в основе принципа либеральной цензуры такого рода лежит неприятие
всего, что так или иначе напоминает ей о Православной Церкви. И напротив, все, что
прямо или косвенно ставит под сомнение обитающий в Церкви дух Истины и сулит
альтернативные пути жизни, немедленно усваивается как нечто незыблемое и
непреложное.
«Вся трагедия греховного состояния человека, исход из которой в предвечном плане
Божием могла дать только Голгофа,– писал протоиерей Сергий Булгаков об этом
духовном изъяне,– все это остается вне поля сознания интеллигенции, находящейся как
бы в религиозном детстве, не выше греха, но ниже его сознания»cclxxxvi.
И даже та часть религиозной интеллигенции, которая постепенно обращается к
Церкви, поначалу ищет в ней наименее «церковного» и наименее «православного».
«Легче всего интеллигентскому героизму, переоблачившемуся в христианскую
одежду и искренне принимающему свои интеллигентские переживания... за христианский
праведный гнев,– писал С. Булгаков,– проявлять себя в церковном революционизме, в
противопоставлении... религиозного сознания неправде «исторической» церкви.
Подобный христианствующий интеллигент, иногда неспособный по-настоящему
удовлетворить средним требованиям от члена «исторической церкви», всего легче
чувствует себя Мартином Лютером или, еще более того, пророчественным носителем
нового религиозного сознания, призванным не только обновить церковную жизнь, но и
создать новые ее формы, чуть ли не новую религию»cclxxxvii.
96
Таким образом, как полагает С. Булгаков, интеллигентское сознание, даже и
воспринявшее некоторые христианские идеи, оставляет нетронутым то, что является в нем
наиболее нерелигиозным, – сам душевный уклад, нуждающийся в церковном
преображении. Необходимо заметить, что речь идет не о всей интеллигенции, а о
некоторой ее части, не желающей и даже не допускающей мысли о необходимости
духовного преодоления «интеллигентского комплекса», основные черты которого были
указаны Г. Федотовым.
Проблема состоит в том, что эта часть религиозной интеллигенции (ее можно
определить как либеральную интеллигенцию по преимуществу) приходит к Церкви со
своим собственным «символом веры», с набором готовых стереотипов и даже
предписаний, к которым она и пытается приспособить церковную жизнь. Ее намерения
устремлены к тому, чтобы перестроить Церковь в соответствии со своим собственным
душевным складом, превратить ее в некий социально-просветительский институт и занять
в нем учительские позиции.
Что же не нравится либеральной интеллигенции в Церкви? Отметая все ее претензии
к грубости старушек и отсутствию скамеек в православных храмах, что может
объясняться соображениями реального практического неудобства, отметим, что эту часть
интеллигенции прежде всего коробят церковный «догматизм» и каноничность,
опознаваемые ею как твердолобая косность мышления, чуть ли не запрет на всякую
свободную мысль.
Вызывает в ней протест и наличие церковной иерархии, которая вызывает в
интеллигентском сознании исключительно политические аналогии с тиранией – советской
или «самодержавной», а также с ее сословным и бюрократическим аппаратом. Как
следствие отсюда вытекает и неприятие иконостаса, отделяющего «избранных» от
церковного народа и вызывающего раздражение, сходное с тем, которое возникает при
виде кремлевской стены или закрытых обкомовских ворот, скрывающих кулуарные игры
власть предержащих. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz