Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
обольщаясь красотой вверенного ему Божиего дара, то унывая от тяжести своего креста,
то собирая со Христом, то расточая, гордясь и смиряясь, падая и покаянно восставая. На
этих путях, открывающих ему всю его духовную нищету, всю его грехолюбивую натуру,
всю его немощь, он познает великую Христову любовь, ощущает спасительную
благодатную помощь и сам через церковные Таинства становится причастным Богу. Это
соработничество человека и его Творца, синергия, и есть, собственно, христианская
жизнь. Но это также и творчество – блаженное и благое Христово иго.
121
Православие и современная культура
Мифоритуальный характер советской культуры
История идей упирается в историю чувства, историю ментальности человека. Ход ее
имеет зигзагообразный рисунок и напоминает траекторию маятника, в амплитуде
которого крайней точке рационализма и прагматизма соответствует последующий накал
романтизма и сентиментализма: так, эпоха Просвещения, с ее доминантной установкой на
возможности человеческого разума, сменяется эпохой романтизма, растворенного в
мистических исканиях Александровской эпохи, та, в свою очередь, уступает место
русскому вульгарному утилитаризму и нигилизму, на смену которому приходит
народничество с его мечтательностью, патетикой и морализмом и, наконец, марксизм,
претендующий на онтологизм, универсализм и мессианство и т. д…
На смену монолитной советской культуре закономерно пришла культура
калейдоскопическая и эклектичная. И тем не менее корни ее, при всей оппозиционности –
и идеологической, и стилистической – режиму большевиков, уходят в советскую почву.
Ибо хотя, как сказал поэт, «свое родство и скучное соседство мы презирать заведомо
вольны»cccxlii, родство все же остается родством.
Мощная и сильная советская культура была культурой функциональной и
оформительской по существу, ибо она «в художественных образах» оформляла советскую
идеологию и воспитывала «нового человека»: железного борца и строителя коммунизма.
Как ни странно, но вымороченный М. Горьким (совместно с критиком Б.
Кирпотиным) метод «социалистического реализма» действительно существовал. За
реализм, правда, выдавался приукрашенный натурализм или же своеобразный
классицизм, декларирующий себя как метод «жизнеподобия» и создающий образ такой
реальности, где идеологически сконструированное «должное» выдается и принимается за
действительное.
Под «жизненностью» произведения понималось наличие в нем житейских реалий,
узнаваемых деталей и персонажей «с лицами прохожих», воспроизводящих обобщенный
образ простого советского человека, этого «типичного представителя», призванного в
новой жизни быть идейным «колесиком и винтиком» единой госмашины, то есть
исключительно функцией социальных, производственных и государственных отношений.
За этой установкой на создание средствами культуры и искусства «дублированной»
реальности, замешанной на идеальном образе коммунистического завтра, идеологически
стерилизованной, лишенной онтологических проблем и психологических конфликтов и
при этом претендующей на статус реальности первой и основной, скрывался некий
неосознанный оккультный проект. Во всяком случае, элементы оккультного и
магического отношения к действительности в советском искусстве были налицо.
Весьма примечателен в этом отношении случай со Сталиным, который наградил
Сталинской премией всех актеров, которые играли роли молодогвардейцев в фильме
«Молодая гвардия». Всех, кроме актера, исполнявшего роль предателя Стаховича: тень
персонажа никак не позволяла артисту оказаться в числе лауреатов.
Тот же магический взгляд существовал и по отношению к вестнику, приносящему
дурную весть: гонец должен был понести за нее кару. Такой дурной вестью была ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz