Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
выходят из-под повиновения началам высшим, то есть разуму. И хотя «зло само по себе
есть ничто, ибо оно не есть какое-либо существо и не имеет никакого естества»cxciii, оно
становится реальным в этом извращении разумной воли, уклоняющейся от Бога к
небытию.
Но и сама личность отчаянно сопротивляется преображению своего произвола:
личность боится вместе с ним вовсе утратить свою свободу, свое неповторимое лицо. В
безличном царстве долженствований, порождаемых ценностями и целями, она страшится
лишить себя свободной воли, утратить себя как неповторимую ценность, как некую
уникальную экзистенцию, как безусловную самоцель. Она ужасается быть превращенной
в средство, в безличный и безвольный материал грядущей «гармонии». В вещь среди
прочих вещей. В автомат категорического императива. Она страшится утратить свою
индивидуальность, лицо, самобытность, волю. Это неверие личности в то, что и в высшей
свободе будет сохранена в преображенном виде ее «низшая свобода», ее «произвол»,
воспитано в ней традициями материализма с его диктатом «осознанной необходимости», а
так же этикой закона, морализмом и фарисейством, духовным и государственным
большевизмом.
Меж тем ответ на этот фундаментальный вопрос человеческого самоосуществления и
свободы есть в Евангелии. Господь говорит: Сберегший душу свою потеряет ее; а
потерявший душу ради Меня сбережет ее (Мф. 10, 39).
На самом деле царство истинных ценностей (Царство Божие) не только предполагает
и допускает, но и содержит в себе свободу человеческой воли, поскольку она сама по себе
является условием спасения человека, свидетельством его этической вменяемости и сама
является таковой ценностью: только свободная воля может участвовать в замысле любви,
осуществлять дела любви, быть субъектом любви. И если личность может пренебречь
«приглашением на пир» (см.: Мф. 22, 2–10), отвергнуть Царство Христово, само это
Царство не может пренебречь личностью как сугубой ценностью. Потому на небесах
более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти
праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7).
Личность, будучи метафизически свободной, неизбежно томится в царстве
необходимости с его детерминированной «причинностью», с его долженствованиями, с
его «категорическим императивом», с его «каменной стеной». Так, герой Достоевского
дорожит своим правом не примириться с этой «каменной стеной» потому только, что у
него «сил не хватило», чтобы пробить ее «лбом»cxciv.
Таким образом, переход от низшей свободы к высшей, преображение свободы – есть
дело непосильное для самого человека, дело сверхъестественное, невозможное без
помощи Божией благодати: человекам это невозможно, Богу же всё возможно (Мф. 19,
26). Без этой помощи произвол либо вырождается в своеволие, в рабство прихотям и
мнимостям, делаясь жертвой психологического детерминизма, либо становится под ярмо
необходимости – будь то необходимость причинности эмпирического мира, будь то
необходимость этического долженствования: он отдается на заклание
материалистическому или супернатуралистическому детерминизму, убивая тем самым
возможность и свободы высшей.
Но да будет воля Твоя (Мф. 6, 10) – это и есть высшая свобода. Это соединение двух
воль: моя воля, которая «по собственному произволу» предпочла волю Божию, и воля
Божия, которая призывается творческим волеизъявлением человека: да будет. Да минует
Меня чаша сия,– молился Господь в Гефсиманском саду и тут же добавлял: – Впрочем не
как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39), не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42).
59
Итак, воля человека изъявляет свободное желание всецело предаться в волю
вышнюю и благую. Бог при этом не уничтожает ее свободы: в любой момент, когда она ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz