Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
информация о реальных беззакониях и злодеяниях советской власти и «органов».
Негативная информация называлась «антисоветской пропагандой», и тот, кто ее
разглашал, делался государственным преступником; и не только: такая информация,
негативная («клеветническая») по отношению к большевистскому переустройству мира,
представлялась куда более опасной, чем реальное социальное бедствие, будь то голод или
война,– и то и другое могло иметь место в жизни советского государства без ущерба для
той «дублированной» реальности, в которой оно мыслило свое бытие. Но магическое
отношение к произнесенному слову (вспомним советские заклинания) превращало любые
«клеветнические измышления» в онтологическую угрозу, поскольку они ставили под
122
сомнение именно эту реальность, а она-то и была призвана выступать в качестве
первичной и даже идеальной.
Из этих же неосознанных оккультных соображений цензурой вымарывалось или
запрещалось всякое художественное слово, всякая картина, всякое музыкальное
произведение, которые стилистически («У меня расхождения с Советской властью
стилистические». – А. Синявский) не вписывались в общий замысел той
сконструированной реальности, в которой, вопреки реальности подлинной, предлагалось
советскому человеку благоденствовать, то есть бороться и строить: любой диссонанс в
ней, а тем паче ее переосмысление грозили советскому государству катастрофой.
Парадокс в том, что власти – партаппаратчики и чиновники, поддерживаемые
мощнейшей армией и службой госбезопасности, защищенные «железным занавесом» –
действительно боялись горстки владеющих пером беззащитных советских интеллигентов.
Это, однако, не значит, что советская литература была начисто лишена вымысла –
научная фантастика или революционная романтика, если их логика соответствовала духу
«светлого будущего» страны Советов, смело вливались в потоки советской литературы.
Язык литературы, помимо патетической лексики, был языком разговорным,
бытовым, функциональным. Собственно, именно этот язык и был пригоден для создания
иллюзии жизнеподобия советской литературы. «Как дышит, так и пишет», или «как дышу,
так и пишу», на разные лады безо всякого плагиата «выданное на-гора» самыми разными
авторами – десятками, сотнями! – объясняется ведь не только лежащей на поверхности
рифмой, но и самим ключом к советскому творчеству: советский творец – плоть от плоти
и кровь от крови советского трудового народа.
Советские писатели в своей массе – это поменявшие профессию крестьяне и
люмпены, рабочие и колхозники, монтажники и высотники, летчики и моряки, химики и
врачи. Поведенчески, однако, они почти ничем не отличались от народа, из которого
вышли. И даже сознание собственной значимости, хотя и наложившее определенный
отпечаток на их поведение и речь, тем не менее вполне соответствовало строгим канонам
советской жизни.
Советская культура была создана по типу мифоритуальной структуры, где в качестве
тотема выступала «народная власть большевиков», во главе которой стоял
«символический отец» Ленин (Сталин), в качестве ритуальной оппозиции выступали
«враги народа», «инициацией» служили ритуалы приема в октябрята, пионеры, комсомол
и партию, оказывающие свои «магические воздействия» на «посвященных», в результате
чего повышался их духовный и социальный статус. По сути, партийная сознательность и
идеологическая бдительность, диктовавшие определенные мыслительные стандарты и
поведенческие нормы, призваны были служить инструментом тотемической
идентификации.
В эпоху зрелого социализма о личностном поведенческом умысле как части
художественного творчества можно говорить лишь в связи с «оттепелью» и зарождением
богемной среды и богемной жизни, когда само поведение становится неотъемлемой, если ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz