ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


ценностям, но в порядке эмпирической реальности, в силу своего несовершенства, она это
долженствование может отвергнуть и часто отвергает. Например, христианин должен
исполнять заповеди Божии, но он их не исполняет из-за греховных навыков своей
природы: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19).
Однако антиномия свободы раскрывает более глубинное противоречие и заявляет о
нем как о столкновении двух долженствований.
С одной стороны, свобода воли сама по себе есть дар Божий, черта богоподобия, и в
силу этого – непреложная ценность: без первой низшей ступени свободы, именуемой
произволом, не может быть и высшей – чаемой свободы в добре и истине, свободы во
Христе. Он, этот произвол, есть предусловие совершенной свободы, предусловие доброй
воли. Добро, совершаемое по принуждению, по необходимости, равно как и «автомат
добра», всецело предопределенный Творцом, не может представлять этической ценности:
только сознательная и ответственная свободная воля, наделенная возможностью избирать
в акте любви добро и истину, имеет такую ценность. Бог почтил свободой человека,
«чтобы добро принадлежало не меньше избирающему, чем и вложившему семена
оного»cxc. Поэтому сама эта свободная воля, несущая в себе великие возможности бытия и
творчества,– воля, которая не принуждена подчиняться должному и имеет власть
произвольно нарушать его, уже сама по себе есть ценность.
Итак, свободно избранные ценности претендуют на полную детерминизацию
личности. Это с одной стороны. С другой – эта личность сама по себе есть уже ценность, и
это потому что она есть личность свободная, ничем не детерминированная, вполне
богоподобная.
Из всего вышесказанного следует антиномия: долженствование ценностей,
избранных волей, должно быть абсолютным, коль скоро воля сама избрала их по дару
своей свободы,– и в то же время оно не должно быть абсолютным. То есть воля
продолжает оставаться свободной по отношению к этому долженствованию. Она ни в
коей мере не привязана к избранному ею добру какой-либо необходимостью: Если
заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15, 10). Исполнение заповедей
становится не долженствованием закона, но выражением непрестанного чаяния
Христовой любви и вечной жизни, ибо заповедь Его есть жизнь вечная (Ин. 12, 50).
Итак, ценности должны безусловно господствовать в жизни избравшего их
человека,– и в то же время ценности не должны господствовать ни «автоматически», ни в
порядке императива. В этом смысле поклонение Живому Богу есть нечто прямо
противоположное идолослужению. Недаром смысловой центр первой и главнейшей
заповеди исходит из глагола «возлюби» (возлюби Господа Бога твоего [Мф. 22, 37]). И
новая Христова заповедь держится тем же глаголом: да любите друг друга (ср.: Ин. 13,
34).
Таким образом, полное подчинение должному есть нечто должное и при этом такое
подчинение должному не есть нечто должное, но осуществляемое каждый раз по
свободному произволению, предпочтению, избранию, по любви: кто любит Меня, тот
56
соблюдет слово Мое (Ин. 14, 23). И напротив: Нелюбящий Меня не соблюдает слов
Моих (Ин. 14, 24).
Иными словами, свобода произвола имеет ценность – и свобода произвола ее не
имеет, добровольно отказываясь от себя перед лицом Любимого: И все Мое Твое, и Твое
Мое (Ин. 17, 10). (Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но
да будет воля Сына Твоего и Бога Моего.)
Бог хочет, чтобы человек был Его рабом – и Бог не хочет, чтобы человек был Его
рабом (Я уже не называю вас рабами, но Я назвал вас друзьями [Ин. 15, 15]). Однако
слова «раб Божий» и «свободный» в новом контексте Благой Вести перестают быть ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz