ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


Несмотря на то что человечество (философия, богословие, этика и т. д.) относилось
всегда с подозрением к образу этой первой свободы – произволению («произволу»), тем не
менее и она не может быть расценена иначе чем Божий дар. И она имеет непреложную
ценность. И она свидетельствует о богоподобии человека, даже если человек может
соблазниться этим своим богоподобием в силу данной ему свободы.
Однако существует проблема перехода низшего вида свободы в ее высший вид.
Очевидно, что произволение не может быть подавлено в человеке во имя свободы в добре,
иначе последняя стала бы карикатурой на себя самое: насильственное уничтожение
субъективного произволения приводило бы к созданию выморочного мира, где правит
очередной великий инквизитор. Искоренение низшей свободы приводит к утрате и
высшей. Она подменяется произволом великих инквизиторов и диктатурой
необходимости, в противном случае ослушников ожидают аутодафе. Таким образом,
«высшая свобода» при попрании низшей оборачивается для человека рабством.
Однако очевидно одно: свобода в добре и истине не есть уже свобода произвола, хотя
и содержит его в себе в некоем преображенном виде. Непреображенный же произвол
(своеволие и самочиние) сам встает на пути к свободе в добре и истине.
Преображение не уничтожает, а сохраняет и преобразует преображаемый материал.
Преображенный произвол есть необходимое условие высшей свободы, ее категориальный
момент, принцип ее самоосуществления.
Б.П. Вышеславцев применяет к произволу такого рода слово
«сублимированный»clxxxviii, то есть возведенный от низшей категории к высшей, в отличие
от профанации, низводящей высшие понятия к низшим, как это делал Зигмунд Фрейд,
объяснявший все высокие стремления человеческого духа сексуальными влечениями, или
Карл Маркс, сводивший жизнь духа к борьбе классов.
Свобода воли осуществляется в выборе ценностей, ибо воля может отдавать
предпочтение одним ценностям перед другими, вовсе отвергать общепринятые (например
христианские) ценности во имя каких-то иных, а может вообще опрокидывать всю
ценностную иерархию и избирать для себя собственное «я так хочу» в качестве главного
мотива... Однако осуществленный выбор ценности уже подразумевает и влечет за собой
как служение ей, так и претворение ее в реальность, то есть исполнение некоего
долженствования по отношению к ней. Таким образом, может показаться, что сделанный
выбор, чреватый бременем долженствования, уже цензурирует произволение, принуждает
к подчинению, сковывает живое и подвижное волевое начало. И тем не менее даже и в
этом случае воля остается свободной по отношению к этому долженствованию. Каким
образом? В некоем идеальном плане долженствования воля не парализована этически
должным, она вольна выбирать, подчиниться ли ей или уклониться от подчинения. Она
неустойчива, она зыбка, в ней нет никакого механизма закрепленности за этим
долженствованием. Она сохраняет свое самовластие («аутекзусию»), равно и
55
спасительное, и роковое. И здесь кроется явный парадокс: ведь если воля может быть
свободна от причинности, то как может она быть свободной от ею же избранной ценности
с ее долженствованием?
Так возникает антиномия свободы и долженствования: воля определена должным – и
воля не определена должным. Или так: воля детерминирована ценностью – и воля не
детерминирована ценностьюclxxxix. Ее уделом остается творчество. Можно говорить о
живых, подвижных и уникальных связях воли и ценности. Можно говорить о любви как
особом модусе их отношений.
И это не вполне то же самое, что утверждал Кант: воля должна, но не принуждена
подчиняться должному. Мысль Канта сводится к столкновению идеального и реального, к
различению уровней бытия: в порядке идеального долженствования воля подчинена ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz