Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
стыдливо называемой эротикой, и где самые разноcортные и разнородные вещи
присутствуют в равноценности бессмыслицы и актуальности. Такая прибитая к земле
культура ориентирована на обслуживание таких же копошащихся в прахе земном
первичных инстинктов человека. Разрушение традиционных ценностных установок,
организующих хаос, компенсируется здесь созданием новой мифологии, впрочем, как и
новой идеологии.
Критерии становятся уделом субъективизма: «нравится – не нравится». Оппозиции
«добра» и «зла», «хорошего» и «плохого», «художественного» и «бездарного» снимаются,
на их месте водворяется новая пара: «интересное – неинтересное». Злое, плохое и
бездарное, таким образом, получают шанс состояться в качестве «интересного».
Показателен в этом смысле глагол, обозначающий такое воздействие на сознание, которое
получает желаемый результат,– «работает». «Но это – работает! (But it works!)» –
восклицает какая-нибудь дама, посетив сеанс спиритизма. «Это – работает!» – приводит в
качестве довода молодой человек, побывав у экстрасенса. «Это – работает!» –
исчерпывающе объясняет поклонница постмодернистского искусства. Глагол этот,
безусловно, вскрывает природу отношений между субъектом как «потребителем» всякого
рода воздействий и «работающим» объектом с его провокационным и суггестивным
характером.
Что же все-таки представляет собой это «интересное»? В авангардизме,
рассчитанном на эффект провокации и эпатажа, таковым являлась сама по себе
неприемлемость какого-либо сообщения или явления. Однако по мере ангажированности
авангардного искусства эта «неприемлемость» переставала служить «знаком качества»,
128
делаясь шаблоном, и уже сама кодифицировалась как «норма», «приемлемость» и
«приятность», то есть штамп.
По всей видимости, «интересное» для постмодернизма состоит уже не столько в
«неприемлемости» как таковой, а в создании эффекта неадекватности ожидания
(восприятия) и явления (предмета). Такая неадекватность может возникнуть тогда, когда
хорошо известный предмет, явление, цитата помещены в совершенно несовместимое с
ними окружение и соседство, призванное их обессмыслить и придать им новое значение.
(Например, архиерейская панагия на экстрасенсе, который к тому же держит на руках
черную кошку в качестве «энергетической защиты».)
New Age, как и постмодернизм, лежат уже «по ту сторону добра и зла» именно в
ницшеанском смысле. Человек со всеми его «правами» претендует на то, чтобы стать
сверхчеловеком и воссесть на месте Бога, которого он убил. Его «я» во всех его модусах и
падежах есть единственное мерило этого мира, религии и культуры, в которых оно, это
«я», выискивает «свое» или приспосабливает нечто для себя. Творчество и служение
истине уступили место радикальному манипулированию осколками бытия, которое и
провозглашает, и воспринимает себя как реально осуществляемую свободу.
И религия, и культура представляются постмодернистскому мышлению в качестве
некоего склада товаров, «овощехранилища», из которого можно стащить все что угодно и
использовать в своих утилитарных целях: цитата является едва ли не главным поводом,
провоцирующим собой появление постмодернистского «текста».
Но дело даже не в ней самой по себе – цитатами пронизана вся христианская
культура; пушкинский «Евгений Онегин» и начинается со скрытой цитаты: «Осел был
самых честных правил»ccclii. Суть в том, что цитата перестает быть свидетельством,
сообщением: будучи вырванной из своего первоначального контекста и обросшая иным
контекстом, она делается знаковой и развоплощается, упраздняя прошлое и обнажая
радикальное неверие в возможность творения нового будущего. Например:
Как хорошо У БЕЗДНЫ НА КРАЮ ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz