ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


грех лишь растравляет ее. Не понимая истинных причин, он винит в этом своего партнера
и надеется найти лучшего, запутываясь еще больше. В конце концов ему начинает
казаться, что сексуальные отношения – это единственный путь установить человеческий
контакт.
Стремление к обладанию вообще является одной из фундаментальных форм защиты
от тревоги. Поэтому современный человек, разочарованный в своих неудачах, связанных с
установлением человеческих связей и привязанностей, начинает «испытывать навязчивую
потребность в вещах, еде, покупках... в получении чего-то»cdxii. Не имея возможности из-
за отсутствия денег реализовать свою страсть к обладанию, он начинает ненасытно
поглощать информацию, без разбора смотреть телевизор, слушать радио и т. д.
Такой человек становится жадным, даже если эта жадность распространяется на
нематериальные ценности. Он словно пытается компенсировать отсутствие близких его
сердцу людей изобилием вещей и впечатлений. Это порождает в нем сребролюбие как
средство достижения «безопасности», стяжательность, страсть к вещам, наконец,
чревоугодие: есть множество медицинских свидетельств о том, как человек, переживший
душевную травму, связанную с потерей (не обязательно смертью) близкого человека,
начинает жадно и много есть.
Если все эти грехи свести к жадности, то можно утверждать, что это есть проявление
метафизического аутизма: полного одиночества безбожного человека в мире. Такой
человек не верит в свою способность к творчеству и поэтому вынужден целиком
полагаться на внешний мир для осуществления своих душевных и духовных
потребностей. Это чревато тем, что плагиат, порой бессознательный, становится для него
единственным способом существования, формой поведения, самовыражения и даже
самосознания.
Действительно, если вещи, которыми мы обладаем, есть подтверждение и
осуществление нашего «я», как нас пытается в этом уверить современная культура, и в
частности реклама, то приобретение и накопление их замещает функцию любви и
функцию творчества. Но чувства человека, лишенного любви и творчества, становятся
унылыми и умышленными, он теряет непосредственность и изобретательность. Свобода,
ради которой он сказал Богу свое «нет», делается вымороченной и призрачной: человек
попадает в рабство страстей, вещей и новых страхов.
Как бы ни стремился человек к престижу и обладанию, возомнив, что они могут
защитить его от беспомощности, униженности и чувства собственной незначительности,
он в любом случае обречен остаться при своих фобиях: жалок, и нищ, и слеп, и наг
(Откр. 3, 17). Никакой психоанализ, как бы он ни приблизился в своих диагнозах к
нравственному богословию, не в силах избавить человека от его грехов и страхов.
По сути, постмодернизм и есть реализация этой жажды обладания: то, что было
произведено в культуре другими поэтами, прозаиками, драматургами, художниками и
166
музыкантами, раздирается на цитаты и присваивается всеядными «текстами». Творчество
подменяется конструированием.
Еще одна попытка самозащиты современного неверующего человека состоит в его
стремлении к власти, на какую ничтожно малую сферу она бы ни распространялась. За
этим стоит тайное настойчивое требование гордыни человека, чтобы мир
приспосабливался к нему и подклонялся под его волю. Иллюзия власти над людьми и
контроля за обстоятельствами – кореллят все той же жажды обладания и престижа – тем
не менее порождает новую волну страхов: соперничества, борьбы, зависти.
Так образуется все тот же «порочный круг»: самолюбие (гордыня) – отчуждение и
враждебность (нелюбовь к Богу и ближнему) – подозрительность, тревога и страх
(неупование на волю Божию) – жажда власти (властолюбие) – еще большее отчуждение, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz