Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
бессознательные, «вытесненные» содержания человеческой психики заключается, как это
объясняет Юнг, в отведении психической энергии: освобожденная психическая энергия
служит для построения и развития сознательной установки. Психические и невротические
патологии всегда связаны с искажением энергийного образа человека. Ибо
«бессознательное, если оно не реализовано, всегда действует в том направлении, чтобы
распространить на все ложный свет и вызвать видимость... Бессознательное всегда
является нам в объектах, потому что все бессознательное проецировано. Если нам удается
постигнуть бессознательное как таковое, то мы отделяем ложную видимость от
объектов»ccix.
По сути, аналитическая психология порой открывает в человеке то, что было давно
известно нравственному богословию Православной Церкви: духовная жизнь невозможна
без покаяния и исповеди, без осознания своих грехов20. Та «перемена ума» (метанойя),
которая по-гречески и означает покаяние, знаменует разрыв с ложным, греховным строем
своего существа, со всем, что есть в нем «ветхого» и «падшего», и сопровождается
самоосуждением, то есть состоянием предельной напряженной сознательности. Но это
20 Разумеется православная антропология кардинально отличается от представлений
аналитической психологии о человеке, в том числе и о путях его спасения («исцеления»):
православная сотериология свидетельствует о том, что грешника спасает Бог при условии
свободного человеческого участия, в то время как психоанализ предполагает, что
исцеление есть дело рук человеческих: старания психоаналитика, усилия пациента плюс
действенность метода.
70
есть и восстановление должной энергийной иерархии человеческого существа,
просвещение слепых глубин бессознательного, откуда студных помышлений во мне
точит наводнение тинное и мрачное, от Бога разлучающее ум мой (канон Ангелу
Хранителю), отсечение и подчинение темных движений души сознательной установке
богоустремленности и молитвенное претворение таковых в энергию богослужения и
богообщения. Святитель Григорий Палама писал о таком преображении низших
греховных сил человеческой природы в высшие, когда даже гнев может обратиться в
любовь, а «похотение» – стать «поводом к добродетели»ccx.
Православная аскеза, сугубо осуществляемая в «умном делании» подвижников,
предстает как восхождение по многоступенчатой «лествице», в основании которой лежит
покаяние – непрестанный плач о грехах и непрестанное самоотвержение, и
сопровождается двумя типами активности: трезвением и молитвой. Как пишет
преподобный Исихий Иерусалимский, «трезвение и молитва Иисусова взаимно входят в
состав друг друга – крайнее внимание в состав непрестанной молитвы, а молитва опять в
состав крайнего в уме трезвения и внимания»ccxi. Это является необходимым для
достижения цельности человека, осуществляемой подвижниками «сведением ума в
сердце». Это, однако, должно произойти не раньше того, как он обретет качество некоей
прозрачности, будучи очищенным и освобожденным не только от всякого воображения и
мечтания, но и от рассудочных, «разумных» содержаний. При этом святые отцы полагают,
что это соединение ума с сердцем достигается не только при условии трезвения и
непрестанной молитвы, но и при непосредственном содействии благодати Божией.
«Умное делание» есть противостояние «закону греха»: вижу иной закон,
противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона
греховного, находящегося в членах моих (Рим. 7, 23). «Почему мы, противоборствуя сему
закону греха, изгоняем его из тела и поселяем там ум, как епископа (над всем
надзирающего и всем заправляющего), и чрез него полагаем законы каждой силе души и
каждому из членов тела подобающее ему. <…> Кто воздержанием очистит тело свое, а
любовию соделает гнев и похотение поводом к добродетелям, молитвою же очищенный ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz