Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
38
встраивает себя в некое «бытие повседневности», в котором смерть предстает пред ним не
как онтологический акт, а как внешнее событие, «происшествие», «случай» и которое
служит ему механизмом самозащиты.
Такое надуманное и вымороченное бытие Хайдеггер называет «падением»,
«несобственным бытием», не только противоположным бытию «собственному», но и
препятствующим ему.
В силу этого экзистенциальной задачей (бытийным заданием) человека является
опознание своего «несобственного бытия» в его несобственности, отвержение его и
выстраивание вместо него иного способа бытия: собственного «бытия-к-смерти».
Таким образом, построения экзистенциализма звучат как инверсия всей новой
западноевропейской философии с ее универсальными законами, утверждающими примат
общего над частным, объективного над субъективным: свобода и самоосуществление
человека предполагают разрыв с «несобственным бытием», организованным ли
гегелевским «саморазвитием Абсолютного Духа» или кантовским «категорическим
императивом». В этой оппозиции собственного – несобственного, подлинного –
неподлинного разрыв человека с западноевропейской рационалистической традицией
приобретает аксиологические черты. Традиционной способ бытия («несобственного
бытия») объявляется как ущербный, неполноценный, хотя и социально заданный,
культурно обеспеченный. И напротив, образ «собственного бытия» – потенциального,
требующего усилий для своего достижения и обеспечивающего человеку свободу,–
предстает как единственно бытийно ценностный: «подлинный».
В отличие от атеиста Хайдеггера, Кьеркегор был человеком верующим: его
экзистенциализм имел религиозную подоплеку.
Поскольку, как он утверждал, познание действительности не дает примирения с
действительностью, а умозаключение не есть спасение, человек может освободиться из
плена рационалистической спекулятивной философии, лишь приблизившись к тайне
веры. В этом одном он и видел свою жизненную («экзистенциальную») задачу.
Лишь «тайна веры» могла, вопреки утверждениям Лютера, возродить в человеке «дар
свободы», подарить ему «возможность», «сделать бывшее небывшим». Мысль Кьеркегора
движется в русле Тертуллиановского «жертвоприношения разума»: «Распят Сын Божий –
не стыдно, потому что вынуждает стыдиться. И умер Сын Божий – оттого и заслуживает
веры, что нелепо. И похороненный воскрес – достоверно, ибо невозможно»cxliv.
Кьеркегор утверждает: «противоположностью греха является вера»,
«противоположность греха – не добродетель, а свобода», «грех есть обморок свободы»cxlv.
Вопреки сократическому определению греха «грешить – значит не знать», Кьеркегор
утверждает вслед за апостолом Павлом: а все, что не по вере, грех (Рим. 14, 23).
Только вера может освободить человека, разорвать путы необходимости, которыми
он связан, изменить его сознание, отравленное плодами с запретного древа, сокрушить
проклятую «каменную стену», невозможность.
Кьеркегор вновь и вновь возвращается к библейскому сюжету грехопадения, к этой
точке разрыва человека с Богом. Райский змий предложил человеку иллюзию, Ничто.
Ничто, показанное искусителем, внушило праотцам страх перед ничем не ограниченной
волей Творца, и человек бросился к познанию, чтобы защититься от Бога, стать с Ним
«наравне». Иными словами, человек испугался всемогущей воли Создателя, увидев в ней
ничем не ограниченный произвол, и кинулся искать защиты в знании, которое, как уверил
его в том искуситель, сделало бы его самого богом, то есть поставило бы его и Творца в
равные условия перед лицом добра и зла, в равную зависимость от вечных,
несотворенных истин, раскрывая единство человеческой и божественной природыcxlvi. И
действительно, Гегель, этот «адвокат змия», выстраивал свою «Философию религии» на ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
proyecto de inversor privado Mator comentarios de inversores
Сайт управляется системой
uCoz