|
Православие и свобода. Николаева Олеся |
Андеграунд как новый истеблишмент «По ту сторону добра и зла» «Симулякры» постмодернизма Смерть Автора как «смерть Бога» Новое мифотворчество Пересоздание мира в постмодернизме Новый герой «Перемещенный предмет» постмодернизма Технология постмодернизма «Перформанс» Лицо, имидж, маска Игра как метафизика постмодернизма Аноним новой культуры Реальность в новой культуре Виртуальная реальность Психоделическая культура Механизмы компенсации Мифоритуальная структура новой культуры Новый человек «Эры водолея» Проблема любви Проблема свободы Проблема этики Проблема страха Проблема смерти Дар творчества (вместо послесловия) Примечания Часть I. Православие и свобода Предисловие Представлять талантливую работу всегда приятно. А книга Олеси Николаевой «Православие и свобода» несомненно отмечена Божиим даром приумноженного таланта. В центре ее внимания – проблема свободы воли, то есть та проблема, которая являлась 3 мучительным вопросом для многих (и часто – выдающихся) умов, не просвещенных светом боговедения, но которая получает свое естественное разрешение лишь в невечернем свете Откровения. Ведь именно в лучах его открывается тот незыблемый факт, что свобода, то есть, по словам В. Лосского, «способность определять себя из самого себя», и «придает человеку отличающую его особенность: быть сотворенным по образу Божию, ту особенность, которую мы можем назвать личным его достоинством»1. Грехопадение исказило и извратило это первозданное достоинство. «Непослушанием Богу, которое проявилось как творение воли диавола, первые люди добровольно отпали от Бога и прилепились к диаволу, ввели себя в грех и грех в себя (см.: Рим. 5, 19) и тем самым в основе нарушили весь моральный закон Божий, который является не чем иным, как волей Божией, требующей от человека одного – сознательного и добровольного послушания и вынужденной покорности»2. Правда, свобода воли как изначальный дар Божий не была полностью утеряна человеком, но вернуть ее в прежней чистоте он сам по себе не был уже способен. Это было по силам только Спасителю мира. Поэтому, как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, «Господь, пожалев собственное творение, добровольно принявшее страсть греха, словно посев вражий, воспринял болящее целиком, чтобы в целом исцелить: ибо “невоспринятое неисцеляемо”. А что воспринято, то и спасается. Что же пало и прежде пострадало, как не ум и его разумное стремление, то есть ..далее