Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
простоту, скорее строгий аскетический искус есть единственный путь подлинного
воцерковления. <…> И не возвращение к родному примитиву, скорее выход в историю,
присвоение вселенских и кафолических преданий...»cdxvii.
Действительно, мы сталкиваемся и поныне с этими двумя мифами: один уверяет нас
в том, что творчество спасительно само по себе, другой – обнаруживает в творчестве
только искушение, нечистоту, грех, избежать которых можно, лишь отказавшись от
всякого творчества. Стойкие приверженцы обскурантистского взгляда невольно впадают в
манихейство. Не то что бы творчество было вовсе свободно от греха, но оно не свободно
именно в той мере, в какой не свободно от него любое человеческое бытие, любое
человеческое проявление, будь то любовь, молитва и даже самопожертвование – плевелы,
засеянные лукавым, возросли повсюду (см.: Мф. 13, 25), а безгрешен лишь один Господь.
Очевидно и то, что страх перед культурой и творчеством имеет свои основания:
«творческие» люди обнаруживают себя как горделивые, страстные и приверженные
грехам. Но, во-первых, вовсе не факт, что именно творчество делает их таковыми. Во-
вторых, творческая энергия иссякает именно в грешном человеке, и мы нередко
оказываемся свидетелями утраты человеком своего таланта. В-третьих, большой вопрос:
не являются ли сами обскуранты, отказавшиеся и от культуры, и от личного подвига
творчества, не менее горделивыми, страстными и приверженными грехам? Известно, что
предмет гордости вовсе не обуславливается своей ценностью: гордиться можно и своим
невежеством, и своей глупостью, и даже своим грехом.
Дар творчества дан нам изначально, приумножение его вписано в сам замысел Божий
о человеке, но дело самого человека, каким образом этим даром распоряжаться. Притча о
зарытом таланте не позволяет от него отказаться даже из самых благих побуждений: «от
греха подальше» (см.: Мф. 25, 14–30).
Дар творчества есть именно дар – то, что не добыто, не оплачено и не нажито
человеком. Полнота этого осознания явлена в совершенном смирении человека – в
святости. Путь принятия и приумножения дара лежит через Церковь. Пределы этого дара
безграничны: ибо не мерою дает Бог Духа (Ин. 3, 34). Благословение Иисуса Христа,
отверзающего уста гугнивому, раскрывающего очи слепорожденному, поднимающего с
постели расслабленного, воскрешающего мертвого и приумножающего хлеба так, что ели,
насытились, и еще осталось, дает не мерою, но столько, сколько сам человек может
принять и вместить.
Единственное, что необходимо человеку, принявшему дар, для его приумножения,–
это смирение. Смирение – это и есть человеческое позволение Господу (Логосу, Слову)
войти и вечерять с ним (ср.: Откр. 3, 20). Послушание – это и есть согласие человека на
то, чтобы приготовить место Господу. Сын Человеческий не имеет, где приклонить
голову (Мф. 8, 20), потому что в мире почти нет смиренных и послушных друзей Его. В
своем высшем проявлении творчество и есть пребывание со Христом: преображение и
обожение человека.
Так что греховно не само по себе творчество, но грешен сам человек, который
грешит, узурпирует Божий дар и закрывает перед его Подателем дверь.
Тот же, кто чает Его и, наконец, чувствует Его присутствие у себя, уже не думает о
том, греховно ли омыть Ему ноги и отереть их волосами своими (см.: Лк. 7, 44–46),
греховно ли подать Ему пить или есть,– ликуя, он моет, и вытирает, и подает... И знает,
что сам он – человек грешный. Так же ликует и тот, кто творит во имя творения, во имя
Творца.
И лишь потом мы возьмем и оценим плоды этих трудов. Мы увидим, быть может, их
несовершенство: здесь – ослабло вдохновение, и художник попытался подменить его
рациональным умыслом, а здесь – поддался непреображенной страсти, тут – слукавил, там
171 ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz