Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
(например, права человека), либо конкретное воплощение этой идеи: прецедент,
одобренный общественным мнением и натурализованный, то есть мифологизированный
(например, права сексуальных меньшинств).
Однако тут возникает «весьма болезненно ощутимая антиномия: понятие права
исходит из понятия нормы, а индивидуальный человек, с которым имеет дело
постмодернистская демократия, отрицает норму как репрессию»cccxlvii. Уподобиться же
любой нормативной и стильной эпохе, верящей в онтологически реальное царство идей,
кажется для постмодернистской цивилизации угрозой диктатуры: радикальнейшее право
человека – право быть собой – понимается ею как возможность жить без
«репрессирующей» нормы, то есть по законам природы, по воле инстинктов.
Итак, религия, Церковь и культура с их нормами и формами, не дающими материи
разбегатьсяcccxlviii (выражение К. Леонтьева), представляются такой цивилизации
механизмами подавления личности. Она стремится к созданию «нерепрессивной» –
игровой культуры и синкретической религии, в которой бы уживались непреодолимые
124
антагонизмы и противоречия, соблюдающие меж собой принятую сейчас на Западе
тактику political correctness (политической корректности).
Political correctness, однако, есть и признание непреодолимости противоречий, и
наложение табу на их разрешение. Это, как ни парадоксально, запрет на высказывание
своего мнения, если это мнение конфессионально или инокультурно, то есть
стилистически организовано и иерархически ориентировано. В конечном счете political
correctness направлена на сглаживание противоречий и смешение культурных и
религиозных элементов в едином космополитическом культурном пространстве. Это,
однако, практически неосуществимо в свете единой Истины, и создание видимости мира
и безопасности (ср.: 1 Фес., 5, 3) достигается ценой рассечения и фрагментации
целостных культурных и конфессиональных организмов, дистанцированного, игрового и
ироничного отношения к ним.
Однако, несмотря на то что этот принцип призван насаждать в обществе терпимость
по отношению к любому инакомыслию и любым религиозным, расовым, национальным и
т. п. различиям, он, постепенно становясь чем-то вроде социального ритуала, сам
превращается в орудие репрессий, дискриминируя хотя бы тех, кто не желает или не
имеет возможности его соблюдать.
Характерен случай с писательницей Татьяной Толстой, произошедший в одном из
американских колледжей, где она читала лекции по русской литературе. На занятии,
посвященном разбору рассказа Леонида Андреева «Иуда Искариот», она предложила
ученикам ознакомиться с «первоисточником», то есть с Евангелием. За это ей было
инкриминировано администрацией колледжа нарушение принципов политической
корректности и был сделан выговор за ведение «религиозной пропаганды» в светском
учебном заведении. Очевидно, что такая перспектива ожидает и Россию, несмотря на то
что русская история неотделима здесь от истории Русской Церкви, а русская культура – от
Православия.
Таким образом, идеологический диктат советской поры, с его детерминированными
приоритетами и декларируемыми морально-нравственными ориентирами, на наших
глазах сменяется диктатурой плюрализма, произволом иронии и игры и неизбежным
императивом вывернутой наизнанку реальности. Однако манифестация непричастности к
подлинной реальности есть форма радикального отвержения причастия – и как таинства и
как синергии. Этим перекрывается путь к подлинному Источнику жизни – Христу (Я есмь
путь и истина и жизнь [ср.: Ин. 14, 6]).
В связи с этим особый статус приобретает постмодернистское «ничто» – виртуальная
реальность, создание которой сопровождается умерщвлением больших идей, высоких ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz