Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
образ Создателя, и удивительно достоинство этого новосозданного образа... Человек есть
художественное произведение, премудро и любовно обработанное Творцом».
Богоподобие он усматривает в его способности творить, «строить дома, корабли, ложа,
столы и, забавляясь творением, руками подражать Создателю»ccxciii.
Сходные мысли высказывает и святитель Фотий, патриарх Константинопольский:
«Человеческое тело, как и душа, суть художественные изделия Его человеколюбивого и
благодетельного Промышления», богоподобие же его заключается в способности
воспроизводить и творить, то есть в творческой способности человека. «Можно найти в
человеке и другие подражания Божественному Первообразу, а именно: и человек, по
подражанию сотворившего его Бога, созидает дом и стены, города и гавани, небесные
изображения и картины солнца, луны, звезд, людей и животных. И хотя разница в
созидании и неизреченна, но тем не менее созидающий человек в какой-то мере
подражает своему Творцу, как и изображение своему Первообразу»ccxciv.
Преподобный Анастасий Синаит особо отмечает отличие человека перед всей
тварью, состоящее в том, что Бог «создал его Своими руками». Один из смыслов
выражения «по подобию» он видит опять-таки в творческой способности человека:
«Человек – творец, демиург, по образу Бога, Творца и Демиурга. Человек порождает
человека… он строит дома, города, сажает деревья, производит искусства, слова,
науки»ccxcv.
Немезий, епископ Емесский, также отмечает тот особый дар, который дан
Создателем человеку: «дар, приближающий его к Творцу», дар творчества. «“Только
человеку принадлежит познание искусств, наук и их приложения. Потому только человек
и называется животным разумным, смертным и способным к науке”. Животным, т. к. он
существо одушевленное, чувственное и этим, собственно, и определяется животное;
разумным, чтобы его отличать от неразумных, бессловесных; смертным, чтобы его
отличать от других разумных, но бессмертных существ; способным к науке, т. к. через
изучение мы познаем искусства и науки. “Поистине мы имеем природное расположение к
познанию и науке, но только трудом мы их приобретаем”»ccxcvi.
Примечательно, что здесь он воцерковляет мысль языческих философов Секста
Эмпирика и Аристотеля: человек есть «животное словесное, смертное, способное к
99
познанию и науке». По сути, в его христианской антропологии содержится оправдание и
творчества и культуры: «Человек – существо, которое Бог признал достойным такого
промышления, ради которого даже Бог сделался человеком, который бежит от смерти и
тянется к бессмертию, который создан по образу и подобию Божию, чтобы царствовать на
небе, который живет со Христом, который есть чадо Божие, которому принадлежит
всякое начало и власть. Можно ли перечислить все его превосходства? Он пересекает
море, он проникает в небо своею мыслью, он постигает движение, расстояния и величия
небесных светил, он наслаждается всеми благами земли и морей, он покоряет диких
животных и морских чудовищ, он распространяет всякую науку, всякое искусство и
ремесло. При помощи письмен он общается с кем ему угодно, несмотря на расстояние, и
тело ему не мешает, он предсказывает будущее. Над всем он начальствует, всем
управляет, всем наслаждается; он общается с Богом и ангелами, он повелевает всей твари,
подчиняет демонов, исследует природу вещей, мыслит о Боге, становится обителью и
храмом Бога, и во все это он входит через добродетели и благочестие. Зная, таким
образом, наше благородство и небесное происхождение, не посрамим нашей
природы»ccxcvii.
Чрезвычайно глубокой является и мысль епископа Василия Селевкийского, который
усмотрел одно из наиболее ярких свидетельств творческого дара в человеке – его
словотворчество, языкотворчество. Он останавливает внимание на том эпизоде Книги ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz