Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
Департамента зрелищных мероприятий вынесла решение о запрещении нового фильма
сицилийских режиссеров Даниэле Чипри и Франко Мареско «Тото, который жил
дважды». В «НГ» об этом написано: «Сегодня имена всех семерых членов злополучной
комиссии в Италии знает, наверное, каждый... В состав этого министерского органа
входили судья, психолог, педагог, юрист, режиссер, журналист и представитель
киноиндустрии... Конечно, открыто атаковать принцип свободы самовыражения
художника в либеральном обществе довольно рискованно. И здесь соображения
общественной нравственности, “добрых нравов”, как о них говорит итальянская
Конституция, отходят на второй план... Скандал вокруг “Тото...” постепенно переходит в
политическую сферу. Левые вполне единодушно защищают опальных режиссеров и уже
вынесли на рассмотрение парламента предложения о сокращении полномочий цензурных
комиссий и изменении правил их формирования».
Какие же основания были у комиссии, вызвавшей такой гнев либерального
общественного мнения? И что дало повод главному редактору католической газеты
«Аввенире» епископу Клаудио Сорджи заявить, что этот фильм «достиг невиданного
доселе уровня шизофрении и сумасшествия», оскорбляя чувства верующих?
Начинается кинокартина с того, как униженный и осмеянный слабоумный исторгает
свою неутоленную похоть на статую Мадонны. Главный герой фильма – «постаревший
мессия» по прозвищу Тото – воскрешает «Лазаря», которым в кинокартине является босс
мафии, растворенный врагами в серной кислоте. Горбун Иуда выдает «мессию», и его
растворяют в той же ванне с кислотой. А его место на кресте занимает идиот,
появившийся в начале фильма. Это все называется «авторской версией Евангелия»cd.
Другой скандал разгорелся на Бродвее вокруг новой пьесы Терренса Макнелли
«Corpus Christi», главный герой которой, Джошуа, явно олицетворяющий собой Иисуса
Христа, представлен как гей.
161
Несмотря на горячие протесты католической Церкви, либеральные деятели дружно
вылезли в прессе со своей глумливой поддержкой, пафос которой сводился к тому, что
«люди искусства имеют право произносить святотатственные вещи»cdi.
Это же право отстаивают авторы и редколлегия журнала «Иностранная
литература»cdii, посвятившего целый номер публикациям, претендующим на
интерпретацию евангельских сюжетов и представленным тремя зарубежными романами,
стихами, а также статьями преимущественно отечественных критиков, призванными
художественно оправдать эту затею и даже придать самовыражению художника статус
«святыни» (Я. Кротов).
Опуская неисчислимые богохульства, которыми постмодернистское сознание
принялось воинственно отстаивать свою свободу творчества, отметим, однако, некоторые
черты, характерные для новой эпохи.
Положительными героями нового сознания оказываются диавол (роман Ж.
Сарамаго), Иуда (романы Ж. Сарамаго, С. Эрдега, Н. Мейлера) и первосвященник Анна (у
С. Эрдега).
Стремление к авторской оригинальности оборачивается под постмодернистским
пером единообразным и навязчивым приемом толкования евангельских текстов
исключительно в обратном смысле: белое под постмодернистским пером темнеет, а
черное делается белесым. Однако эти «развенчанные» евангельские свидетельства и
разломанные церковные каноны неизбежно начинают порождать свои собственные
плоские и пошлые трафареты.
Ставший уже шаблонным постмодернистский Иуда выступает как мудрец и
спаситель мира, святая равноапостольная Мария Магдалина под пером «свободных
художников» так и остается непокаявшейся блудницей, Голгофская жертва ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190