Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
дурную репутацию: ее принято оспаривать этически. Философия свободы приходит к
отрицанию и уничтожению свободы на высшей ступени добра. Свободна лишь
несовершенная воля. Совершенная воля пожертвовала своей свободой ради истины.
Выбор сделан раз и навсегда. Таким образом, свобода в добре уже не есть свобода,
утверждает Фихте. Еще раз подчеркнем, что Новый Завет начисто перечеркивает это
упрощение проблемы свободы: познАете истину, и истина сделает вас свободными
(Ин. 8, 32); если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8, 36); к свободе
призваны вы, братия (ср.: Гал. 5, 13); стойте в свободе, которую даровал вам Христос,
и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5, 1). Воистину Господь пришел
отпустить измученных на свободу (Лк. 4, 18).
Действительно, положительная свобода оказывалась бы весьма проблематичной,
коль скоро в добре происходило бы ее упразднение. Однако весь Новый Завет
свидетельствует об обратном: свобода в добре не уничтожается, но обретается и
преображается. Ибо все, что существует в мире, каждое душевное движение, наклонность
и способность (даже раздражительность и вожделение), «становится для обладающего ею
благом или злом,– по образу употребления»clxxvii.
Свобода, избирающая высшую абсолютную ценность, которой может быть только
Единый, Личный, Живой Бог, преображает в себе все низшие стороны – то есть свободу
произвола, свободу выбора, отрицательную свободу. Она не уничтожает их, но
преобразует, наделяя иным качеством, пригодным для ее нового осуществления: где Дух
Господень, там свобода (2 Кор. 3, 17). Она, однако, сохраняет и содержит в себе
преображенную низшую свободу.
Как гласит основной категориальный закон, сформулированный еще Аристотелем, а
также Гегелем: высшая категория содержит в себе низшую. Аристотель выражает этот
закон соотношения иерархических ступеней бытия в понятиях материи и формы: всякая
низшая ступень бытия есть материя для высшей, которая есть ее новая форма. Таким
образом, «произвол есть низший категориальный момент свободы, и он сохраняется в
высшем категориальном комплексе творческой свободы,– свободы, самоопределившей
себя через признание принципа»clxxviii.
По словам великого инквизитора, человек не может вынести своей свободы: «Нет
заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать
52
поскорее того, пред кем преклониться». Взамен страшной Христовой свободы он
предлагает человечеству свою собственную – мнимую и ложную, основанную на чуде,
тайне и авторитете: «О, мы убедим их, что тогда только они и станут свободными, когда
откажутся от свободы своей для нас и нам покорятся. <...> ...Эти люди уверены более чем
когда-нибудь, что свободны вполне, а между тем сами они принесли нам свободу свою и
покорно положили ее к ногам нашим. <...> Люди обрадовались, что их вновь повели как
стадо и что с сердец их снят наконец столь страшный дар, принесший им столько муки».
Тем самым, утверждает он пред лицом Христа, «я исправил подвиг Твой… Зачем же Ты
пришел нам мешать? <...> Завтра я... сожгу Тебя на костре, как злейшего из еретиков».
Великий инквизитор легенды Ивана Карамазова, «исправивший» подвиг Христов,
обвиняет Господа в том, что Он, судивший о людях «слишком высоко» и жаждавший от
них «свободной любви, а не рабских восторгов невольника перед могуществом, раз
навсегда его ужаснувшим», поступил с ними, «как бы и не любя их вовсе», и по этой
логике считает себя, избавившего их от этого непосильного бремени, великим
благодетелем человечества. Ибо, повторяем, свобода для него есть то, чего люди, кроме
малочисленных отдельных избранных, «не вынесут»clxxix. (Ср. у Бориса Пастернака:
«Слишком многим руки для объятья Ты раскинул по концам креста»clxxx.)
Человек, по мнению великого инквизитора, «слаб и подл», а люди – «бунтовщики ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190