Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
онтологической достоверности, бытийственного источника. Однако человеческое
существо не может не протестовать против собственной безосновности. Отсюда
диалектически следует утверждение Кириллова: «Если нет Бога, то я – бог»clxiii.
Мало того, «бесчинство свободного ума», отрицающего Бога и мир абсолютных
ценностей, логически ведет к утверждению самодостаточности феноменального мира,
мира явлений, лишенных ноуменов. Великий инквизитор предрекает такому
человечеству, возводящему Вавилонскую башню, неизбежность антропофагии. О том же
говорит и Иван Карамазов: «Уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем
тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую
жизнь. Мало того: тогда уже ничего не будет безнравственного, все будет дозволено, даже
антропофагия. Но и этого мало... для каждого частного лица, не верующего ни в Бога, ни в
бессмертие свое, нравственный закон природы должен немедленно измениться в полную
противоположность прежнему религиозному, и... эгоизм, даже до злодейства, не только
44
должен быть дозволен человеку, но даже признан необходимым и даже разумным и чуть
ли не благороднейшим исходом в его положении... Нет добродетели, если нет и
бессмертия»clxiv.
Человек, эмансипируясь от Бога, тут же впадает в зависимость от собственных
страстей, представлений, амбиций, от лжесвидетельств «лжеименного разума», от
природы, от социума, от государства.
Этот род зависимости основывается на том, что человек превращается в вещь в ряду
других вещей. Она вся укладывается в пределы дольного мира, наличного бытия, не
выходя за его пределы. В философии она называется имманентной зависимостью.
И напротив, онтологическая зависимость человека от Абсолюта (Бога) выходит за
пределы и этого мира, и бытия, и самого человека. Это – трансцендентная зависимость.
Она, однако, не есть и отвергаемая Кантом «гетерономия», выводившая нравственность из
не зависящих от воли субъекта причин: зависимость человека от Бога открывается во
внутреннем сокровенном характере этой зависимости: Я уже не называю вас рабами, но
друзьями (Ин. 15, 15).
Как писал немецкий мистик Мейстер Экхарт: «У кого Бог не есть... внутреннее
достояние, но кто вынужден всегда добывать себе Бога извне, в том или в другом, где он
тогда отыскивает Его неудовлетворительным способом, при посредстве разных творений
людей или мест; тот Бога и не имеет, и тогда легко приходит нечто такое, что ему мешает.
И тогда человеку мешает не только дурное общество, но и хорошее общество, не только
улица, но и церковь, не только злые слова и дела, но точно так же и добрые. Ибо
препятствие лежит в нем самом: Бог еще не стал внутри его миром...»clxv.
Царство Божие наступает и раскрывается изнутри человека: Царствие Божие
внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Оно – силою берется, и употребляющие усилие
восхищают его (Мф. 11, 12). В этом – великий смысл духовного подвига: это стремление
к истинной природе, созданной по образу Божиему (Быт. 9, 6), и борьба за нее. Эта
борьба идет не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего,
против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12): это борьба против духовных отклонений от
замысла Божиего, который является для человека нормой. Однако восстановление ее
лежит через преображение искаженной грехом природы.
Человек, ищущий Царствия Небесного и чающий этого преображения (воскресения
мертвых и жизни будущего века), мыслит все наличное бытие как мир преходящих и
относительных явлений, укорененных в мире идеальном. Ничто в этом мире не пользуется
над ним абсолютной властью, ничто не имеет для него абсолютной ценности, ничто им не
обладает. Онтологически значимыми остаются лишь его «я» и Бог. «Душа и Бог – вот и
весь монах»,– гласит монашеское присловье. Или, как сказал авва Алоний: «Если не ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz