ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


знаковому искусственному миру, обретение плюралистического сознания, существование
в виртуальности, психоделические и «тяжело-роковые» «откровения», экстрасенсорные
видЕния и голоса.
И, наконец, подчиненность тотемическому канону в лице главного распорядителя
ритуала – это, по всей видимости, послушание тому, кого христиане искони называли
врагом рода человеческого.
Новая культура родилась в лоне великих сомнений в возможность дальнейшего
творчества; она родилась из оскудения творческих сил, из иссякших источников: все уже
написано и сотворено – нового создать невозможно. Новое может явиться из деструкции
старого – написанного и сотворенного. Из разложения целого. Из соединения
несоединимого.
Этот парализующий скепсис и творческое бесплодие пытаются отыскать выход в
духовных, душевных и телесных перверсиях: в контртеологических революциях, в
создании симулякров, в раскрепощении инстинктов, в сексуальных извращениях.
Новая культура свидетельствует о падении человеческой личности конца ХХ века, о
болезненной ущербности ее горделивого духа. В конце концов, «Закат Европы»
157
Шпенглера можно ведь перевести и как «Падение Запада» («Der Untergang des
Abendlandes»), имея при этом в виду и Россию.
«Цветущая сложность» былой христианской культуры – и западноевропейской, и
русской – сменилась, как это и предвидел Константин Леонтьев, упрощенной,
вымороченной, всеядной постмодернистской цивилизацией, в которой восторжествовала
– увы! – самоутверждающаяся посредственность, этот «средний европеец», потребитель
par excellence, воистину явившийся орудием всемирного разрушения.
Однако Леонтьев ошибся в одном, полагая, что новый антикультурный и
безрелигиозный «средний европеец» будет «без пороков» – ни холоден, ни горяч (Откр. 3,
15). «Нет! Я вправе презирать такое бледное и недостойное человечество, без пороков,
правда, но и без добродетелей... И даже больше: если у меня нет власти, я буду страстно
мечтать о поругании идеала всеобщего равенства и всеобщего безумного движения; я
буду разрушать такой порядок, если власть имею, ибо я слишком люблю человечество,
чтобы желать ему такую спокойную, быть может, но пошлую и унизительную
будущность»cccxcviii.
Потребитель, этот средний европеец наших дней, вовсе не ратует за идеалы
практической благонамеренности и общественной благопристойности, даже в их
фарисейской транскрипции,– напротив, он оказался чрезвычайно падким на все греховные
соблазны, на все выверты порока, находя в любом роде извращений проявление
личностной и даже творческой оригинальности и свободы.
Но, в конце концов, посредственность – и есть неспособность к творчеству, не
смеющая признаться в этом и потому пытающаяся компенсировать и камуфлировать ее
отсутствие созданием муляжей. Однако всякая неспособность к творчеству – следствие
духовного искажения, ответственность за которое вольно или невольно несет сам человек.
Итак, именно он, этот средний европеец, обративший данную ему творческую
энергию на борьбу с Творцом и Его творением, дерзнувший не только устранить из бытия
своего Создателя и Спасителя, но и вовсе стереть Его следы в мироздании, сдернуть
небеса на землю, перемешать их с преисподней, диктует нам теперь свои законы,
окружает нас своими жандармами и кормит словами, потерявшими смысл, словами
безумия.
Красота, говорит он нам, – отныне не Красота, Добро – уже не Добро, Истина –
теперь не Истина, а Бытие – всего лишь одна из форм виртуальной реальности, в которой
камни делаются хлебами и в которой заключены все царства мира, отданные всем тем, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz