Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
начертанный в интеллигентском сознании русским религиозным ренессансом и
воспринятый им на веру.
При этом нельзя не заметить, что Православие в современной России постепенно
меняет социальный ареал: прошли времена, когда оно искусственно оттеснялось в
социальные низы. Православие сделалось религией городской по преимуществу, религией
не только простецов, но и людей образованных – тех, кого столь громоздко называют
деятелями культуры.
В связи с этим встает вопрос о современной христианской культуре: возможна ли она
вообще в постхристианском постмодернистском обществе? Будет ли она продолжением
русской духовной и дворянской культуры ХIХ века или примет какие-то иные формы и
очертания?..
В любом случае ее судьба зависит ныне от того, смогут ли ее потенциальные творцы
и адепты, приходящие ко Христу, отказаться от своих интеллигентских мифов и
комплексов, от своего либерального «догматизма», несовместимого с духом Церкви, ради
преображения своего сознания, времени, мира, жизни.
Ибо, как сказано, никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой
ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не
вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино
вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается
то и другое (Мф. 9, 16–17).
Православие и творчество
Способность к творчеству как богоподобие
Православие богословски оправдывает творчество трояким образом: исповедуя Бога
Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым (Символ
веры), признавая в человеке образ и подобие Божие, утверждая догмат иконопочитания.
В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). В греческом тексте здесь стоит
глагол pоiео. Он означает не только «творить, создавать», но и «сочинять, изображать».
98
Для Творца, Создателя и поэта, сочинителя, автора в греческом языке существует одно и
то же слово. Творец неба и земли из Символа веры звучит, как «Поэт неба и земли».
Ветхозаветные и святоотеческие тексты называют нашего Творца «художником».
Преподобный Иоанн Дамаскин говорит о Нем так: «Все наполнилось света и сияния,
потому что Сам художник всего и Господь пришел из Отеческих недр, не отойдя от
Своего престола»cclxxxix.
В вопросе об образе и подобии Божием, по которым был сотворен человек (И сказал
Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему... И сотворил Бог
человека по образу Своему [Быт. 1, 26, 27].), многие святые отцы склонялись к тому, что
образ Божий есть трихотомичный состав человека, в силу чего человек представляет
собой образ Святой Троицы. Кроме того, он «почтен разумом, украшен способностью
выбора, сияет свободой воли, имеет рассудок, не рабствующий желаниям, и имеет
господствующее положение»ccxc. Богоподобие же, как утверждают некоторые из святых
отцов, состоит в способности человека к творчеству. Богоподобный человек и есть
художник, творец.
«Бог, создавший естество человеческое, даровал ему бытие, совокупное с волей, и
сочетал с этой волей творческую способность [осуществлять] надлежащее»,– пишет
преподобный Максим Исповедникccxci.
Преподобный Иоанн Дамаскин считает признаками богоподобия «достоинство ума и
души, неуловимое, невидимое, бессмертное, свободное, господственное, производящее и
творческое»ccxcii.
Епископ Василий Селевкийский свидетельствует, что человек есть «одушевленный ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz