Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
цензурных («ампутационных») операций, так как такое изменение статуса и ранга вещей и
идей достигается отчуждением их от автора – созданием анонимности и
выкорчевыванием из породившей их культурно-исторической почвы, то есть лишением
контекста. В конце концов это оборачивается и отчуждением их сущности.
Прежде всего чтобы эти отчужденные предметы и идеи получили новую жизнь в
мифе, их надо закодировать («перформировать»). Такие закодированные идеи называются
концептами: они выступают в качестве означаемых данностей, завернутых в
многоразличные означающие их образы. Постмодернистские образы типологически
относятся не к образам-символам (как в христианской культуре), а к образам-знакам,
которые указывают на некое значение, но не являют его.
Здесь напрашивается сравнение таких образов с упаковкой товара в дорогих
магазинах: чем вещь дороже, тем претенциознее и пышнее она упакована, то есть
упаковка прежде всего скрывает вещь. Так и означающее до поры камуфлирует
означаемое, но вместе с привлекательной упаковкой потребитель получает то, что внутри.
Нагляднее всего демонстрирует нарождение и внедрение новой мифологии реклама.
Основным концептом ее является утверждение: «ты есть то, что ты имеешь». Таким
образом категория «быть» постепенно подменяет категорию «иметь»: «ты есть то, что ты
носишь» (реклама джинсов).
Реклама рисует псевдореалистическую картинку, на которой изображен сытый,
благополучный, улыбающийся, «богатый» мир – по сути, сказка, в котором уже
приобретено множество вещей, и потому в нем царит благоденствие и гармония, но у
которого есть возможность стать еще более совершенным за счет покупки какого-нибудь
определенного новенького товара. Именно он и может явить жизнь как «полное
совершенство».
Ценностным эмоциональным модусом и критерием этого мира является
удовольствие и наслаждение. «Себе в удовольствии не откажешь» (мороженое). Картинка
этого мира завершается слоганом, то есть попросту лозунгом. Слоган – это афористичное
утверждение, претендующее на универсальность и характеризующееся отказом от
объяснений, то есть придающее утверждению статус природного явления, данности,
133
которую не подвергают сомнению и с которой не дискутируют. Ураган 1998 года в
Москве – факт, любой диалог с которым алогичен, если не безумен.
Однако здесь констатация фактов нацелена не на утверждение творимого мира –
напротив, она призвана камуфлировать уже сотворенный Божий мир и усердно прятать
следы творения и отпечатки Творца под вневременной и безличной «маской
очевидности»ccclxiv.
Реклама направлена на то, чтобы из любого объекта – культурного, религиозного,
исторического, природного и проч. – сделать вещь и каждого человека превратить в
потребителя, хотя бы потенциального, надежно зашифровав принцип мнимости
рекламного мира.
Что же сулит человеку обладание рекламными вещами?
«Новую жизнь» (журнал),
возможность изменить жизнь к лучшему – «Изменим жизнь к лучшему!»
(пылесос),
«праздник вкуса» (кофе),
«вкус истинного наслаждения» (сок),
наслаждение «всеми прелестями жизни» (антиаллерген),
«свежее решение» (карамель),
«совершенство» (шампунь)
или, по крайней мере, – «стремление к совершенству» (кофе), ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz