Что содержат капуста капустный рассол полезен не менее капусты.
Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
мысли. Здесь можно говорить о неких рационалистических априорных установках
85
сознания, которые сами, будучи раз и навсегда приняты на веру, притязают на статус
высшей проверочной инстанции. Именно сюда призываются на суд не только все стороны
человеческой жизни – религиозной, культурной, общественной, государственной,
экзистенциальной и т. д., но также и вера как таковая. Именно здесь не возникает никаких
сомнений в правомочности разума оправдать веру отцов, как это попытался сделать Вл.
Соловьев, или не оправдать ее, как это происходило и происходит в антихристианском
стане интеллигенции.
Одним из вопросов, подвергшихся мощной обработке интеллигентского ratio и
обросших плотным слоем мифологем, является вопрос о природе творчества, о его
назначении, о его месте в жизни человеческой души, о его отношениях с религией, с
идеей спасения, то есть с Православием и Церковью.
Несмотря на множественность определенного рода суждений, а может быть, как раз в
силу их направленности, этот вопрос со всем, что из него вытекает, в сознании
современной интеллигенции чреват следующими утверждениями:
творчество есть самовыражение;
творчество само по себе есть религия;
творчество есть освобождение от мира и прорыв в Царство Духа;
творчество есть альтернатива спасения;
творчество несовместимо с какими-либо догматами и канонами: оно не только не
признает, но «ломает все догматы и каноны»; это есть духовная сфера,
альтернативная Православию;
творчество несовместимо со смирением, так как оно есть бунт против
миропорядка;
творчество несовместимо с послушанием, так как оно есть акт абсолютной
свободы;
творчество несовместимо с Церковью, так как оно внеконфессионально;
творчество есть богоборчество (соперничество с Творцом);
творчество лежит в той сфере духа, где правит «премудрый райский змий» («Порок
живописен, а добродетель так тускла».– В. Розанов).
Соответственно этим антицерковным выкладкам выглядит в современном
интеллигентском, а теперь уже и обывательском представлении образ творческой
личности:
творческая личность сакральна: творец есть Творец;
творческая личность выше обывательской морали и нравственности и потому имеет
право на морально-нравственные привилегии;
творческая личность есть личность свободная и духовная: ей не зазорно общаться с
любыми духами по ее свободной воле;
творческая личность жертвенна – она приносит себя в жертву греху ради спасения
людей или расплачивается за свой талант грехопадением (фильм «Жертвоприношение»
Андрея Тарковского, где главный герой ради спасения мира от атомной войны должен
согрешить с ведьмой; фильм «Рассекая волны» Ларса фон Триера, где героиня становится
блудницей, чтобы спасти мужа; наконец, роман «Доктор Фаустус» Томаса Манна и т. д.).
Обоснование этих утверждений можно обнаружить в Серебряном веке, в периоде,
называемом русским религиозным Ренессансом, учитывая, что и он сам по себе был
явлением вторичным по отношению к эпохе европейского гуманизма – английского
позитивизма, французского рационализма и «личной веры» Реформации.
На первый план выдвигается личность, эмансипированная от своего церковного
призвания и Самого Творца,– такая личность называется свободной. Сферы религии и ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177