Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
автора,– напротив, все их поведение подчиняется телеологической логике
художественного произведения, а именно той форме, которая, по словам К. Леонтьева, не
дает материи разбегаться и заложником которой оказывается и сам автор.
Однако форма для автора не есть данность, а есть нечто заданное – то, что должно
быть актуализировано, и в то же время то, что, еще и не будучи реализованным,
предъявляет автору свои жесткие требования. Здесь мы сталкиваемся с теми странными
115
взаимоотношениями между художником и его произведением, между творцом и
творением, которые никак не могли бы быть столь непредсказуемыми, имея в виду
строгий и стройный замысел, если бы в самом процессе творчества не была бы
задействована, помимо личности творца, еще некая иррациональная сила, свободная и
могучая, дающая такую жизнь и свободу и произведению, и его персонажам, что они без
воли автора могут совершать самые неожиданные вещи, даже «выходить замуж». Это и
есть самый загадочный момент творчества.
«Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто
диктует следующую строчку…– сказал Бродский в своей Нобелевской речи.–
Зависимость эта – абсолютная, деспотическая, но она же и раскрепощает... Поэт,
повторяю, есть средство существования языка... Начиная стихотворение, поэт, как
правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что
получается лучше, чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он
рассчитывал... Порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение
удается оказаться там, где до него никто не бывал,– и дальше, может быть, чем он сам бы
желал»cccxxvi.
Борис Пастернак так писал об этом в письме молодому поэту Марку Ватагину:
«Даже в случае совершенно бессмертных... текстов, как, напр., пушкинские, всего важнее
отбор, окончательно утвердивший эту данную строчку или страницу из сотен иных,
возможных. Этот отбор производит не вкус, не гений автора, а тайная побочная,
никогда вначале не известная, всегда с опозданием распознаваемая сила,
видимостью безусловности сковывающая произвол автора (выделено нами.– О. Н.),
без чего он запутался бы в безмерной свободе своих возможностей... Но во всех случаях
именно этой стороной своего существования, обусловившей тексты, но не в них
заключенной, разделяет автор жизнь поколения, участвует в семейной хронике века, а это
самое важное его место в истории, этим именно велик он и его творчество... Вера в то, что
в мире существуют стихи, что к писанию их приводят способности и проч., и проч. –
знахарство и алхимия»cccxxvii.
Пастернак настаивает на существовании ощутимого логоса творчества, некоего
«онтологического синтаксиса», который имеет непосредственное отношение к бытию
идеального «я» поэта и правила которого накладывают на поэта строжайшие, если не
рабские, обязательства:
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И здесь кончается искусство,
И дышит почва и судьбаcccxxviii.
О существовании этой «таинственной диктующей силы» проговаривались многие
художники и музыканты.
Гайдн, например, приписывал ниспосланному свыше таинственному дару создание
своей знаменитой оратории «Сотворение мира». «Когда работа моя плохо продвигалась
вперед, я, с четками в руках, удалялся в молельню, прочитывал “Богородицу” – и
вдохновение снова возвращалось ко мне».
Данте писал: «Вдохновляемый любовью, я говорю то, что она мне подсказывает». ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190