ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


удивительно, что она отвечает ему не вполне точно, искажая смысл слов Творца: не
прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть (Быт. 3, 3). Эта неточность тем более
непонятна в ней, если учесть, что грехопадения еще не совершилось, человеческое
«райское» слово еще не поражено язвой приблизительности и совпадает со своей сутью.
Это наблюдение позволяет заключить, что Ева, вступив в разговор со змием, уже
8 «Чрез крещение... умреши со Христом, вы умерли для всей прежней жизни, так
чтобы больше уже не служить стихиям, которым были подчинены прежде». (Блаженный
Феофилакт Болгарский. Толкование на послания св. апостола Павла. М., Б. г. С. 426.)
17
находится в искушении. Вся сцена грехопадения позволяет говорить о том, что Адам и
Ева находились, как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, в несчастном ослеплении и
непостижимом безумииxlvii. Интересно, что далекий от Православия М. Бубер так же
говорит о некоей «вожделенно-мечтательной» рассеянности Адама и Евы, о некоем
«параличе воли», о состоянии некоей нереальности, плененности, «грезы»xlviii. Божий
запрет нарушается в состоянии оцепенелого сознания: грехопадение происходит как бы
«между прочим», бесстрашно и бестрепетно – будто и нет рядом всевидящего Творца: и
взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3, 6).
Змий соблазняет Адама и Еву похитить у Бога власть познавать добро и зло. Однако
по мере сотворения мира все у Бога было добра зело (Быт. 1, 31). Бог не сотворил зла. И
собственно Адам и Ева, прельщенные возможностью познания добра и зла, как
утверждают святые отцы, не могли вполне понимать именно в этом пункте, о чем идет
речь. Ибо зло только и могло существовать лишь как то, что отпало от Бога. И поскольку
зло не имеет сущности, оно может осуществляться, лишь паразитируя на какой-либо иной
сущности. Зло существует не само по себе, а лишь в своей противопоставленности добру,
как его оппозиция. Поэтому до грехопадения Адам и Ева, пребывая в добре, не могли
иметь представления о том, что такое зло. Чтобы познать зло, надо в нем пребывать,
исходить из него как из противопоставленности добру. Но сразу после грехопадения они
познают свое падшее состояние, в котором они оказались, ослушавшись Бога, как зло. И в
силу этого утраченное ими и недоступное теперь райское состояние осознается ими как
добро.
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные
листья, и сделали себе опоясания. И скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога
между деревьями рая (Быт. 3, 7, 8). Познав зло, Адам и Ева познали стыд. Чувство стыда
обличает их в том, что они совершили нечто недолжное, недоброе. Они почувствовали,
что сделались иными – не такими, какими они должны быть. Отныне они познают свое
состояние, свое бытие в противопоставленности идеальному должному состоянию и
бытию. И поскольку они ему не соответствуют, они, стыдясь быть такими, какими они
стали, прикрывают друг от друга и от себя самих свою наготу смоковными листьями и
скрываются от зовущего их к Себе Творца за райскими деревьями.
Отныне путь познания проходит там, где человек обречен мыслить и ощущать себя и
мир в категориях противопоставленности, оппозиционности добра и зла. В категориях
противоречия, борьбы, выбора, антитезы: добро и зло, Бог и диавол, рай и ад, да и нет.
Цельное человеческое познание дало трещину и обрекло человека, утратившего
способность пребывать над противоположными полюсами бытия, то есть пребывать в
Боге, на колеблющуюся двойственность существования, зыблющуюся двусмысленность
состояния.
Иисус Христос сказал: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
и познАете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 31–32). Я есмь путь и
истина и жизнь (Ин. 14, 6). Познать истину в христианстве значит пребывать в слове
Христовом, быть учеником Христа, жить Христом и со Христом. Ибо Истина в ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190