Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
Недаром великий инквизитор трансформируется у Вл. Соловьева в «Трех
разговорах» в самого антихриста. И как великий инквизитор Достоевского – личность в
своем роде уникальная: большой аскет, подвижник,– так и антихрист Вл. Соловьева –
человек «высокой гениальности», «великий мыслитель, писатель и общественный
деятель». Мало того, он гуманист, «филантроп» и «философ». Он автор универсальной
программы, сулящей миру благоденствие, а народам – «равенство всеобщей сытости». Он
настоящий плюралист и интегрист, и в то же время он «объединитель церквей»: «если вы
не можете согласиться между собою, то я надеюсь согласить все ваши партии тем, что
окажу им всем одинаковую любовь и одинаковую готовность удовлетворить истинному
стремлению каждой»clxxxiv. Он спиритуалист и аскет. Он верит в добро, Бога, Мессию...
Чего же, казалось бы, еще? Однако, пишет Вл. Соловьев, «в это он верил, но любил он
только одного себя»clxxxv.
Это порождает в нем чувство соперничества с Христом. Его, как и великого
инквизитора, одолевает идея о том, что он должен «исправить подвиг» Спасителя. Из
этого для него с необходимостью следует, что Христос – «не воскрес», что Он – не Бог...
Такова общая схема перевертыша: всякий самозваный и самочинный активизм,
отвергающий Христа и дерзающий «исправить Его подвиг», неизбежно несет в себе дух
богоборчества вне зависимости от того, какими именно идеями он прикрывается. Все его
усилия представить свою миссию как более гуманную – милосердную, возвышающую и
освобождающую человека,– чем миссия Христа, оборачиваются для человечества самыми
кровавыми утопиями, самым диким закабалением, самыми неистовыми гонениями на
христиан. Недаром небо над великим инквизитором задымлено кострами, на которых
горят еретики, а антихрист (и у Соловьева, и тот, из Откровения) в конце концов убивает
исповедников Христа.
Это – закономерное явление в диалектике зла. Оно «хочет показаться более
милостивым к людям, чем Сам Творец», оно демагогически заявляет, что «хочет защитить
человечество от Христа», от Его «слишком высокого идеала»clxxxvi. Ибо Христос
призывает Своих учеников быть совершенными, как Отец Небесный (ср.: Мф. 5, 48),
познать истину, дабы она сделала их свободными.
Есть и еще один важнейший аспект: и великий инквизитор, и антихрист хотят
организовать для человечества принудительное всемирное счастье. Главное недоумение и
главная претензия их ко Христу, что Он взвалил на человека непосильное бремя свободы
и дело Его, следовательно, нереально, завет Его – неисполним, Искупление – напрасно.
«Чем виновата слабая душа,– говорит инквизитор,– что не в силах вместить столь
страшных даров?» Тот же пафос стоит и за «универсальной программой» антихриста,
решившего облагодетельствовать человечество новой всепримиряющей утопией
54
«всеобщего мира», «всеобщей сытости» и «постоянного наслаждения... чудесами и
знамениями»clxxxvii.
Однако такая слабая, духовно нищая и осознающая свою нищету и немощь душа,
которую и инквизитор, и антихрист пытаются «защитить от Христа», только и способна
предать себя в волю Божию, а значит – принять великий и страшный Христов дар.
Своеволие и ужас перед свободой всегда там, где угасает вера в Христа. Но свобода –
всегда со Христом. Без Него она есть то, чего человек «не вынесет».
Парадоксы свободы
Свобода предстает человеку во всей своей двусмысленности и «двуличии»:
действительно, существуют как бы два лика свободы – темный и светлый, две стороны ее
– отрицательная (свобода от) и положительная (свобода для), два качества –
«безосновная» свобода «в ничто» и свобода, укорененная в добре, обретенная в истине,
свобода во Христе. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz