Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
не знал, чтО – добро и чтО – зло?»xiv Ибо «если он [Адам] не знал до вкушения от древа,
что добро и что зло, а узнал после вкушения, то, следовательно, грех был для него
учителем мудрости, и змий был не обольстителем, а полезным советником, из зверя
сделав человеком. <…> Если не знал, что добро и что зло, то как мог получить и
заповедь? Не дают закона тому, кто не знает, что преступление есть зло. А Бог и [закон]
дал, и наказал за преступление [закона]; Он не сделал бы ни того, ни другого, если бы не
создал Адама вначале способным знать добродетель и порок. …Не после вкушения от
древа [Адам] узнал добро и зло, но знал это и ранее»xv. Святитель Иоанн Златоуст
отмечает и дар пророчества, которым был исполнен Адам до грехопадения,– он отмечает
это и в прозрении грядущего пути человека (оставит человек отца своего и мать
свою.– NB: ни отцов, ни матерей тогда еще не было! – О. Н.), и в наречении имени жены
своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих (Быт. 3, 20).
Преподобный Макарий Великий, подчеркивая, что Адам был создан прекрасным,
разумным, свободным, также отмечает особые дары познания, которыми он был почтен.
Ибо Творец вложил в человеческую душу «законы добродетелей, рассудительность,
ведение, благоразумие, веру, любовь... <…> ...разумение, волю, владычественный ум,
воцарил в ней и иную великую утонченность... <...> ...Адам, пребывая в чистоте,
царствовал над своими помыслами и блаженствовал, покрываемый божественною славою.
Само пребывавшее в нем Слово было для него всем: и ведением, и ощущением
[блаженства], и наследием, и учением»xvi.
Святитель Иоанн Златоуст акцентирует, что лукавый змий солгал, прельщая Адама и
Еву. И равно как они после грехопадения не стали яко бози (Быт. 3, 5), так же и не
получили они тогда знания добра и зла. Адам же, напротив, еще до грехопадения знал, что
послушание – добро, а непослушание – зло.
Преподобный Максим Исповедник считал, что грех Адама состоял в «отпадении
произволения от блага ко злу»xvii, при этом он разделяет «грех естества» и «грех
произволения»: «Грех естества есть смерть, вследствие которой мы, даже не желая этого,
покидаем бытие; грех же произволения есть противоестественный выбор (курсив наш.–
О. Н.), вследствие которого мы по своей воле отпали от благобытия»xviii. (Ср. его схолию:
«Грех, [возникший] через нас, есть тленность естества, а наш грех – изменчивость
произволения. Потому и стал смертным человек, подвергшийся по праведному суду
естественной смерти для уничтожения смертного произволения»xix.) Вследствие этого, как
считает преподобный Максим Исповедник, человеческая воля раскололась на две:
природную, совпадающую с инстинктами и влечениями, и гномическую, то есть
выбирающую, разумную волю.
Греческие святые отцы – святитель Афанасий Великий, святитель Григорий
Богослов, святитель Григорий Нисский, преподобный Максим Исповедник, преподобный
Иоанн Дамаскин, святитель Григорий Палама – считали, «что мы унаследовали от Адама
смерть, а не вину. Поэтому грех Адама был… чем-то вроде “порчи” человеческой
природы»xx, и именно эта «порча» ведет ко греху.
Таким образом, грехопадение исказило «тропос бытия», извратило свободную волю
человека, присущую его природному «логосу» и соответствующую его ипостасному
бытиюxxi.
Грех Адама состоит в том, что он не поверил Богу, а поверил лукавому змию, нарушил
заповедь своего Создателя, тем самым отдав предпочтение словам искусителя. Он
поверил в идею автономности добра, автономности своего выбора и автономности своего
существования без Бога. Он сам возмечтал стать богом. Он возгордился, как и денница.
«Адам согрешил великим грехом,– пишет преподобный Симеон Новый Богослов,–
потому что словам Бога не поверил, а словам змия поверил. …Когда от всей души
поверил он змию, а не Богу, то Божественная благодать, почивавшая в нем, отступила от ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz