Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
«праведник» – «воскресал» в памяти потомков и, «воскреснув», продолжал жить в ней,
пугая детишек.
Советский человек, отвергший Бога и боровшийся с Ним за свою эмансипацию и
свободу, понимаемую как свое-волие, не только не обрел этой свободы, но почти
безнадежно ее утратил, предавшись во власть «духов века сего» с их диктатурой,
заветами, наказами и принуждениями.
Однако это не означает, что при любом богоборческом режиме, во времена тайного
или явного безбожия, не было талантливых художников, творческих личностей: так же
как грешный человек все еще таит в себе затемненный образ Божий – эту потерянную
драхму (Лк. 15, 9), секулярная культура, в своих сознательных построениях порвавшая с
Церковью, а может быть, и с христианством, все еще продолжает, порой бессознательно, в
силу традиций, жить отраженным светом христианских истин и чаяний. Талант
реализуется не благодаря этим трагическим разрывам и «плевелам», а вопреки им.
Так советская культура, существовавшая под бдительным взором государственной
цензуры, тем не менее в своих лучших проявлениях опиралась на традиции христианской
культуры, преимущественно русской. Дух Православия проникал в души советских людей
через книги Пушкина, Достоевского, Лескова... Именно поэтому в истории советской
культуры мы можем отыскать персонажей, так или иначе напоминающих нам то
тургеневских крестьян, хорей и калинычей, то гоголевских маленьких людей, то лесковских
чудиков: антиков...
Итак, как бы человек ни противился Божественному промышлению о себе, как бы он
ни восставал против Божественных установлений и как бы ни сопротивлялся самой идее
послушания Богу, он действует не в некоем идеальном свободном пространстве, которого
вовсе и не существует, но в мире, обязывающем его принять то или иное бремя
послушания. В качестве «авторитетных инстанций», это послушание ему дающих,
выступают самые разные силы: или его собственные страсти, прихоти, капризы и
фантомы, или социальные мифологемы и ритуалы, имеющие ту же иллюзорную
подоплеку, а то и сами демоны, порою принимающие обличия Ангела света (2 Кор. 11,
14) и обольщающие человека видимым благородством некоей Идеи или выступающие в
своем собственным безобразном обличье.
Впрочем, лукавый может выступать и совсем в незначительном, самом бытовом и
прозаическом облике. Художественное прозрение Ф. Достоевского наделяет его
непримечательными чертами обывательской заурядности («приживальщик, складного
характера джентльмен, умеющий порассказать, составить партию в карты»... и т. д.) и не
исключает возможности того, что он может предстать и в образе «какой-нибудь толстой
семипудовой купчихи» и «всему поверить, во что она верит»cccxvi.
Порою эти внушения могут быть взаимно противоречивы, но могут и сливаться в
общем хоре, подталкивая своего «послушника» и раба к бездне.
Демоны, сколько бы ни романтизировало их образ декадентское воображение,
однозначно отвратительны и антихудожественны. Отпав от Бога, они сделались тьмой.
Демоны подобны своему вождю – диаволу, о котором сказано, что он – гордый, жестокий,
злобный, лукавый, лживый, тщеславный. В нем соединены такие черты, которые сами по
себе препятствуют какой бы то ни было творческой деятельности.
Несмотря на то что бесам дана способность принимать на себя какой угодно образ –
даже образ Ангела света, святых и Самого Христа – он есть лишь личина, лживая маска,
призванная ввести в заблуждение человека. На самом деле бесы гнусны, отвратительны,
безобразны, уродливы, темны. Это открывалось и святым подвижникам, и людям
грешным, и античным философам, и христианским художникам. «Бесконечны,
109
безобразны», как сказал о них Пушкин. Это подлинное, а не мистифицированное ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190