Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
(см.: Мф. 5, 1–11). И Царство Небесное принадлежит не подзаконной праведности
книжников и фарисеев, а блаженным: если праведность ваша не превзойдет
праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5,
20). Даже наибольший из рожденных женами праведник, пророк и предтеча Иоанн
Креститель меньше меньшего и последнего в Царстве Небесном (см.: Мф. 11, 11), ибо все
пророки и закон прорекли до Иоанна (Мф. 11, 13).
Здесь, следовательно, проходит заветная разграничительная черта: закон дан чрез
Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин. 1, 17). Без
Спасителя войти в Царство Небесное невозможно. Царство Небесное есть нечто
качественно иное, новое, принадлежащее иному уровню бытия. Царство Небесное – это
совсем иной характер отношений между Богом и человеком, Творцом и творением.
Отныне, с воплощением Спасителя, в мир входит новая жизнь. И она не отменяет
Моисеев закон, но исполняет и преображает его: не нарушить (закон) пришел Я, но
исполнить. Ибо закон и пророки существовали ввиду Боговоплощения, ввиду
наступления новой жизни, ввиду появления новой твари – во Христе.
Закон есть прежде всего правило поведения, норма, имеющая религиозное значение
послушания Богу, постановление, запрет: «не прикасайся», «не вкушай», «не
дотрагивайся» (Кол. 2, 21). Апостол, однако, называет это перед лицом новой жизни во
Христе, когда человек умирает для греха (Рим. 6, 2), для закона телом Христовым (Рим.
7, 4), для стихий мира (Кол. 2, 20), заповедями и учением человеческим (ср.: Кол. 2, 22),
или преданием человеческим (ср.: Кол. 2, 8), или законом заповеди плотской (Евр. 7,
16). Желающие быть под законом порабощают себя немощным и бедным
вещественным началам мира (Гал. 4, 21; ср.: Гал. 4, 3, 9). Фактически апостол Павел
обозначает закон как императив, как причинность, как необходимость: жизнь по
немощным и бедным вещественным началам мира. Закон – это всего лишь вид
мудрости в самовольном служении (Кол. 2, 23). Закон – это мир детерминизма во всех
его видах.
Такое почитание Бога – тщетно (Мк. 7, 7). Сердце при таком служении далеко
отстоит (Ис. 29, 13) от Бога: оно отделено от Бога «каменной стеной» закона, который и
есть «покрывало на сердце» (на лице, на уме): умы их ослеплены: ибо то же самое
покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно
снимается Христом. Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало
снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3, 14, 16–17).
Таким образом, ветхозаветная жизнь под законом есть жизнь подневольная, жизнь
под игом необходимости, духовное рабство: это – нынешний Иерусалим, потому что он
с детьми своими в рабстве. А жизнь новозаветная – это вышний Иерусалим, он
свободен, он – матерь всем нам (Гал. 4, 25, 26).
Подзаконная жизнь противопоставляется жизни по благодати, жизни во Христе, как
рабство свободе. Мы дети не рабы, но свободной. Итак, стойте в свободе, которую
даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства,– учит Апостол (Гал. 4, 31;
5, 1).
Новый Иерусалим, в котором ветхий подзаконный человек – сын рабы и сам раб –
преображается, взирая на славу Господню, в тот же образ от славы в славу, как от
Господня Духа (ср.: 2 Кор. 3, 18), получает власть быть чадом Божиим, которое ни от
крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родилось (ср.: Ин. 1,
12–13),– есть царство свободы, не подзаконное, а сверхзаконное, метаюридическое: «град
Божий». Это царство благодати, жизни «по духу», и на таковых нет закона (Гал. 5, 23).
Между этими двумя градами – градом земным и градом Божиим – между системой
их ценностей существует коренное различие, если не противоречие. Закон как императив,
как норма, регулирующая внешние проявления человека, как «плотская заповедь» ветхого ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz