ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


(С. Франк, В. Лосский). С. Франк с категоричностью утверждает, что «свобода воли есть
нечто совершенно иное и не сводимо к последней... Свобода есть... самоосуществление
человека»ci.
Тем не менее свободу выбора как необходимое условие свободы признавали святые
отцы, различая в человеке, помимо воли естественной, еще и гномическую, или
избирательную, волю, способную делать выбор и принимать свободное решение. Тем
самым эта избирательная воля относится к личности, и всякий ее акт имеет личностный
характер. Святые отцы (святитель Григорий Богослов, святитель Григорий Нисский и др.)
подчеркивали в человеке изумительную возможность свободного самоопределения,
избрания и воли, исходящих из глубины человеческого «я»: «самовластие»
(«аутекзусия»).
Однако преподобный Максим Исповедник видел ущербность воли именно в
необходимости выбораcii. Воля, вследствие грехопадения, перестает быть «прозрачной» и
интуитивной – она делается дискурсивной, опутанной сетями причинности. Высшая же
свобода состоит в том, чтобы определить самого себя, исходя из того, что человек, в том
числе и я сам, создан по образу Божию. Свобода есть богоподобная черта, непреложное
условие богоуподобления, и вне свободы не может быть богоподобия. И тем не менее
осуществляется оно лишь в живом богообщении. Но поскольку «невероятно, чтобы с
Простым и Тем же Самым мог соединиться тот, кто в самом себе не стал простым и тем
же самым, но остался еще, вследствие [греховной] воли, разделенным на многие части
относительно [единой] природы», человеку необходимо для этого «сочетать волю с
природой и показать, что в обеих [существует один и тот же]... не склонный к мятежу
логос, движение которого никогда не направлено к чему-либо иному помимо Бога»ciii.
Выбирает лишь несовершенное человеческое существо, совершенный человек, в
отличие от него,– выше выбора: он следует зову Божиему немедленно, не выбирая. Его
действия сами создают причины, вместо того чтобы им подчиняться. В этом он
уподобляется своему Творцу, Который не только создал мир «из ничего», но и сотворил
человека, не имея к тому никакого «достаточного основания»: ни причин, ни мотивов, ни
необходимости, но исключительно актом совершенной творческой свободы и
неизреченной любви: да будет (Быт. 1). Господь не ведал греха, возникшего в результате
29
«гномической воли», или, как пишет преподобный Максим, Он не ведал «добровольно
избранного греха благодаря непреложности произволения»civ.
Современный французский философ Л. Лавель утверждает: «Самые свободные
действия, которые одновременно – самые совершенные, суть те, которые уже не являются
следствием выбора»cv.
Преподобный Антоний Великий, впрочем, как и все христианские подвижники,
рассматривает подвижническую жизнь не в категориях выбора, а в категориях борьбы:
при подвижнической жизни, утверждает он, в человеке борются между собой три воли:
воля Божия, спасительная, действующая изнутри, к который человек направляет свои
устремления в синергии; воля человеческая, «плотская», неустойчивая и неуверенная; и
воля бесовская, чуждая, агрессивная и губительнаяcvi.
Таким образом, свобода выбора не является исчерпывающей формой человеческой
свободы (ибо та превышает всякий выбор), она включена в нее как низший
категориальный момент, подлежащий претворению и преображению в высшую форму.
Собственно, свобода выбора была предоставлена человеку еще в раю, еще до
грехопадения: Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло (Втор. 30,
15). Однако богодарованная свобода не сводилась исключительно к ней: жизнь и смерть
предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и
потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190