Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
произведении как совершенная форма и сам участвует в формировании традиции.
Священник Павел Флоренский писал, что канон никогда не был помехой
художественному творчеству, что трудные канонические формы всегда были тем
«оселком», на котором «ломались ничтожества» и «заострялись великие дарования».
«Поднимая на высоту, достигнутую человечеством, каноническая форма высвобождает
112
творческую энергию художника к новым достижениям, к творческим взлетам...
требования канонической формы есть освобождение, а не стеснение»cccxx.
Творческим заданием художника остается постижение смысла и глубины канона
(традиции): в этом его связь с историей человечества и потому – с истиной и реальностью.
Художник, который полагает, что канон может ущемить его творческую оригинальность,
и потому, прежде чем усвоить его, пытается его сокрушить, на самом деле попадает в
полную зависимость от своей разрушительной задачи и начинает паразитировать на
обломках чужих форм, подменяя творчество деструктивным дискурсом.
И все же художественные каноны, в отличие от церковных, остающихся
непреложными и неизменными, имеют историю своего чередования: так,
классицистический канон сменяется реалистическим или романтическим, рождающийся
из их недр модернизм с течением времени сам ложится в традицию и становится
классикой, как это произошло с творчеством Александра Блока и Анны Ахматовой,
Бориса Пастернака и Андрея Платонова.
Суть в том, что Церковь и культура относятся к разным планам человеческого бытия:
Церковь хоть и пребывает в мире, но миру не принадлежит, культура же принадлежит
миру и истории, вместе с которыми она и погибнет: земля и все дела на ней сгорят (2
Пет. 3, 10) Хотя, как сказано, пшеницу уберут в житницу.
И тем не менее и в Церкви и в христианской культуре совершается сходный процесс
богоподобного человеческого творчества, цель которого – создание «новой реальности», и
прежде всего – в глубинах души человеческой; чаяние нового неба и новой земли (ср.:
Откр. 21, 1), Царства Божиего, преображение себя и мира.
Творчество как подвиг веры
Пушкин писал: «Цель поэзии – поэзия... Цель художества есть идеал, а не
нравоучение». Идеал – это то, чего нет на свете, но что существует в идеальной
реальности, онтологический образец, соответствовать которому может лишь
преображенная реальность. Поэтому в творчестве особенно актуальной оказывается
проблема веры. Вера же всегда находится в противоречии с данностями этого мира, с его
очевидностью,– наконец, с человеческим ratio, опирающимся на эти очевидности и
держащимся за них до последнего. Мирское «вЕедение» – доводы опыта, привыкшего
ориентироваться среди причинно-следственных связей падшего мира и апеллировать к их
логике,– сопротивляется устремлениям веры и пытается ее рационалистически разложить.
В творчестве такого рода помехой может стать чрезмерная рефлексия, убивающая
непосредственный порыв к идеалу, то есть Красоте и Истине, а также и сам
профессиональный навык, навязывающий свои приемы и опережающий своим знанием о
том, как именно это должно быть сделано, творческую возможность того блаженного
неведения и «хождения по водам», которые доступны лишь вере.
В самом человеческом бытии существенным препятствием к благодатной жизни «по
вере» служит вЕедение принудительных законов природы, мира, человеческих
отношений, социальных «раскладов» и т. д., которыми человек опутан, как паутиной.
«Человек, сомневающийся, что Бог – помощник в добром делании, боится тени своей, и
во времена достатка и обилия томится голодом, и при окружающей его тишине
исполняется бури»,– пишет преподобный Исаак Сиринcccxxi.
Размышляя о творчестве, нельзя не прийти к мысли, что оно родственно вере, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz