Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
египетских мясов и котлов (Великий покаянный канон святителя Андрея Критского).
Нельзя утверждать наверняка, что же больше манит человека – обетованная земля
свободы или эти надежные египетские дымящиеся мяса и котлы, насыщающие хлебы...
Свобода сама по себе есть непреложная ценность. Но в ней таится и странный
парадокс: ставя самое себя на самом верху иерархии ценностей и превращаясь в свободу
ради свободы, она вдруг начинает терять свою творческую энергию, вырождается в
слепой, порой противоречивый произвол. Томительное ощущение пустоты, которое
появляется у человека, освободившегося от всех стесняющих его условностей,
обстоятельств, долженствований и не знающего, куда, собственно, девать эту свободу и
что с ней делать, свидетельствует о том, что свобода не может быть ценностью
абсолютной: она должна быть использована ради чего-то превосходящего ее по
значительности, достоинству, ценности, даже если это превосходство мнимо и
субъективно.
Человек использует свою свободу для тех ценностей, которые он избирает. Однако в
падшем человеческом существе эти ценности не всегда прояснены, выстроены,
согласованы: они то и дело сталкиваются между собой, враждуют, попирают друг друга.
Кроме того, они могут принадлежать к разным уровням бытия. Такими ценностями,
например, могут быть: желание сытости, стремление к престижу, потребность в
моральном удовлетворении. Порой – и очень часто – они приходят в противоречие и
предъявляют человеку требование пожертвовать одной из них в пользу другой. Ситуация
мучительного, порой непосильного выбора может сложиться при неких экстремальных
ситуациях, например, во времена тоталитарного режима или оккупации, когда человеку
приходится выбирать между инстинктом самосохранения и исполнением своего
человеческого нравственного призвания: поступок «по совести» обрекает человека на
мученичество.
Но и в более благополучные и спокойные времена борьба мотивов и ценностей,
которую претерпевает человек, может быть жестокой и трагичной. Надо ли сообщать
смертельно больному человеку, которому свойственны состояния паники, о часе его
близкой кончины, дабы он смог достойно к ней подготовиться? Или надо это скрыть от
него, чтобы он не впал в отчаяние и мог провести остаток дней в спокойствии и надежде
на лучшие времена?
Надо ли талантливому физику, получающему сущие гроши за свою научную работу
и не имеющему возможности прокормить семью, бросать свою работу и идти на
денежную должность в коммерческую фирму?
5
Надо ли выходить замуж за нелюбимого человека только по той причине, что это –
последний шанс обзавестись семьей? Надо ли ради детей продолжать жить с женой,
которая имеет любовника и не собирается с ним расставаться?
Что предпочесть? Чем пожертвовать? На что решиться? Порой человеческая воля
пасует перед коллизиями жизни, двоится в колебании именно тогда, когда от нее
требуется определенность выбора. Порой она предпочитает вовсе отказаться от своей
мятущейся и мятежной воли и желает, чтобы выбор был сделан за нее кем-то другим,
тогда ей бы оставалось только принять эту новую данность и покориться ей. Cвобода
видится человеку именно в том, чтобы вручить свою свободную волю кому-то другому –
судьбе, Промыслу Божиему,– а это значит «достичь… совершенной свободы, то есть
свободы от самого себя, избегнуть участи тех, которые всю жизнь прожили, а себя в себе
не нашли»ii. Парадокс здесь в том, что свободное волеизъявление человека не теряет при
этом своей ценности: моя воля состоит в том, чтобы предаться в волю Божию (не Моя
воля, но Твоя да будет [Лк. 22, 42]).
Свободная воля на путях обретения свободы имеет власть отказаться от своеволия. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz