Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
культуры меняют в ней свои очертания и меняются местами: теперь не культура является
частью религии, а религия становится частью культуры и до известной степени
поглощается ею. И даже русская религиозная философия куда в большей степени есть
факт культуры, чем акт церковного богословия.
86
Идеологами нового религиозного сознания прежде всего можно назвать Вл.
Соловьева и Н. Бердяева. На первое место здесь выдвигается романтический проект, в
котором само искусство есть уже теургия, богодейство. С этим проектом преображения
мира связан и романтический образ художника – творца, усвоившего служение пророка.
Практически это получало выражение в том, что люди, исполненные этим духом
времени и принадлежавшие к художественно-литературной среде, пытались выстроить
свою жизнь «по правилам искусства». Задача состояла в том, чтобы создать поэму из
своей личности. Вот как описывает это поэт В. Ходасевич: «Художник, создающий
“поэму” не в искусстве своем, а в жизни, был законным явлением в ту пору... Внутри
каждой личности боролись за преобладание “человек” и “писатель”... Дело свелось к тому,
что история символизма превратилась в историю разбитых жизней, а их творчество как
бы недовоплотилось...»cclv.
Любопытно, что сходный проект искусства-жизнестроения был и у формалистов-
лефовцев (левый фронт искусства), которые всеми силами открещивались от
символистских установок.
Впрочем, задача коренной ломки и переустройства не только мира, но и жизни, и
даже самого человека вполне вписывалась в общий пафос революционной эпохи: этим
объясняется лояльность большевистского государства к авангардистам и даже
символистам. Лишь в середине 30-х годов, когда в советской культуре уже вовсю
директивно насаждается метод соцреализма, начинается погром левого искусства:
«зауми», «штукарского формализма», «футуризма» и «буржуазного символизма».
Вл. Соловьев: спасение или теургия
В некоторых построениях Вл. Соловьева с особой силой свидетельствует о себе тот
дух утопизма, который повсюду сопровождает романтизм и его неотлучную тень –
рационализм. И то и другое возникает именно на месте отрыва от органической жизни и
вырастает на местах беспочвенных и зыбких. И то и другое, являясь психологическим
феноменом, приноравливает бытие к своим собственным представлениям о нем и
неизбежно редуцирует Абсолютное и онтологически данное, приспосабливая его к своим
интеллектуальным запросам. Во всяком случае, Лев Шестов вполне справедливо
указывает на это в своей книге «Откровение и Апокалипсис».
Действительно, Откровение у Соловьева отступает на задний план перед выкладками
его собственного разума. Сам Вл. Соловьев ставил своей задачей «оправдать веру наших
отцов, возвести ее на новую ступень разумного сознания, показать, что древняя вера...
совпадает с вечной и вселенской истиной»cclvi. По Соловьеву, такой «вечной и вселенской
истиной» оказываются достижения разума, причем разум избирается здесь в качестве
высшей инстанции, пред которой и должны оправдаться «древняя вера» и ее катехизис.
Более того, в работе «Критика отвлеченных начал» Вл. Соловьев упрекает
святоотеческое богословие в том, что оно, по мысли философа, исключает свободное
отношение разума к религиозному содержанию. Очевидно, что сугубым пиететом и
явным предпочтением как перед верой отцов, так и перед Откровением пользуется у Вл.
Соловьева именно философия с ее «цельным знанием», с ее «идеальной интуицией».
Однако «идеальная интуиция» как детище падшего мира сего не может подняться до
непосредственного созерцания Абсолюта, выйти за пределы трансцендентализма, будучи
обреченной блуждать в сферах имманентного понимания Сущего, то есть попросту в
сферах секулярной культуры. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz