Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
как будто не дорос до конфессии.
При этом весьма существенно, что именно Бердяев был одним из составителей и
авторов знаменитых «Вех» – сборника статьей «О русской интеллигенции», написанных в
1909–1910 годах.
Опыт первой русской революции обнажил многие глубинные изъяны мироощущения
русской интеллигенции. «Веховцы» (Н. Бердяев, С. Булгаков, М. Гершензон, С. Франк, П.
Струве и др.) сделали попытку поставить диагноз духовному заболеванию этой части
русского общества и облекли свой пафос в призывы к покаянию. Учитывая почти
фанатическое самоуважение интеллигенции и непопулярность любой критики в ее адрес,
а также времена почти повальной либеральной разнузданности, поступок «веховцев» был
актом чрезвычайного интеллектуального и гражданского мужества.
«Веховцы» – и в первую очередь Н. Бердяев и С. Булгаков (тогда еще мирянин) –
указывали на гибельность интеллигентского утопизма и атеизма, упрекали
интеллигенцию в потере «национального лица», в разрыве с общенациональной жизнью и
Церковью.
Бердяев обличал ее и в измене творческим началам жизни: «Интересы распределения
и уравнения в сознании и чувствах русской интеллигенции всегда доминировали над
93
интересами производства и творчества... Интеллигенция всегда охотно принимала
идеологию, в которой центральное место отводилось проблеме распределения и
равенства, а все творчество было в загоне... К идеологии же, которая в центр ставит
творчество и ценности, она относилась подозрительно, с заранее составленным волевым
решением отвергнуть и изобличить... Боюсь, что и самые метафизические и самые
мистические учения будут у нас... приспособлены для домашнего обихода»cclxxix.
Кажется, ничего из этих высказываний Бердяева (да и вообще из «Вех») не было
включено в интеллигентский «катехизис». Зато в него вошло все, что было у Н. Бердяева
нецерковным, все, что можно было приспособить у него к «домашнему обиходу», и
наконец, все, в чем он сам так и не вырвался из круга тех интеллигентских представлений
эпохи религиозного ренессанса, которые он сам столь красноречиво разоблачал и
обличал.
В. Розанов: порок или добродетель?
Та «обыденщина», против которой восставал Бердяев, тот «лавочник», который, как
он считает, дальше от гибели в представлении Церкви, чем «поэт» и «философ», странным
образом дополняются в интеллигентском сознании утверждением В. Розанова: «Порок
живописен, а добродетель так тускла». «Смотрите,– пишет он,– злодеяния льются, как
свободная песнь, а добродетельная жизнь тянется, как панихида... Как хорош “Ад” Данте
и как кисло его “Чистилище”... Человек искренен в пороке и неискренен в
добродетели»cclxxx.
Удивительно, с какой легкостью это приобрело в сознании определенного круга
интеллигенции контуры намеренной художественной установки: «добродетель» стала
достоянием «лавочников», а «живописный порок» – творческой чертой философов и
художников.
Однако если можно согласиться с утверждением мыслителя об искренности
человека, впадающего в порок (что говорит лишь о сомнительности человеческой
искренности как таковой), то как быть с «неискренней добродетелью», являющей собой
противоречие в определении?
Да и какую, собственно, «тусклую» добродетель имел в виду Розанов? Так ли уж
тускла и пресна добродетель великих праотцев – Авраама, Исаака, Иакова? Или Иосифа
Прекрасного? Или Моисея? Или праведного Иова? Царя Давида? Или, наконец, Самого
Господа и Его Матери? Или апостола Петра? Апостола Иоанна? Апостола Павла? ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz