Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
То есть, иными словами, до самой последней минуты своего существования человек,
предававшийся страстям и порокам, может через покаяние приобщиться к вечной жизни
или даже сподобиться святости,– скажем, претерпев ради Христа мученическую кончину.
Ибо и грех не лишает человека свободы, притом свободы выбора и произволения. Даже и
падший грешный человек волен бороться и противостоять греху, хотя и не может
победить его без помощи Божией. Даже и тот, кто делает себя игралищем страстей и
«сосудом диавола», вовсе не прикован ко злу автоматически, абсолютно, так же как и
человек, близкий к духовному совершенству, не привязан к добру раз и навсегда какой-
либо необходимостью. Сама по себе благодать не является панацеей от греха, не
связывает человека, хотя и ограждает его от искушения и соблазна: он остается свободен,
и даже великий подвижник может изменить Христу, если захочет, ибо в нем сохраняется
вся полнота его свободного «неустойчивого» произволения, содержащего в себе и
возможность падения и богоотступничества. «...Если ты захочешь погибнуть, то природа
твоя удобоизменяема. Если захочешь изрыгнуть хулу, составить отраву или убить кого –
никто тебе не противится и не возбраняет. Кто хочет, тот и покорствует Богу – и идет
путем правды, и владеет пожеланиями... <…> …Человек, по причине остающегося у него
произвола, если захочет, делается сыном Божиим или так же и сыном погибели...»xcii.
Это и есть то, что в Православии именуется свободой. Таким образом, свобода – это
онтологическое, а не психологическое понятие. Свобода – это свойство бытийного
статуса, это возможность самоопределения и выбора собственной природы, «действенной
самореализации в бытийной перемене, онтотрансцензусе»xciii.
Преподобный Максим Исповедник утверждал, что свобода человека сохранится и в
воскресении мертвых. Мир умрет видимой своей стороной, но и воскреснет, когда вся
тварь ради человека получит приснобытие, и вся природа будет восстановлена в ее
изначальном ладе, чине и мере, и ничто не останется вне Бога, ибо Он будет всем во всем.
Как железо в пламени, проникаясь им и делаясь с ним единым, все же продолжает
11 Самовластие. – Авт.
27
оставаться железом, так и человек, соединяясь с Богом, не утрачивает своей сущности: в
этом Божественном пламени не сгорят ни природа, ни свобода, ни даже «самовластие»
человекаxciv.
После кончины мира произойдет распад и восстановление исконного строя человека,
то есть будет всецело восстановлено его естество, однако это не означает, что его
свободная воля непременно переориентируется к добру. Потому что, даже и познав добро,
человек может уклониться от него. Во всяком случае, между познанием добра и его
свободным избранием вовсе нет никакой причинно-следственной связи, как утверждает
преподобный Максим Исповедникxcv. Меж тем, подчеркивал он, Бог, по Своей
всеблагости и любви, обымет все творение – добрых и злых, праведных и грешных,–
однако не все в равной мере будут участвовать в Его любви, не все смогут принять
причастие Божественных благ, ибо Божественное благобытие не может быть преподано
извне, помимо и вопреки свободной воле человека, то есть насильно. Люди, сохранившие
после Страшного Суда свою злую волю, уклоняющуюся от Бога и распадающуюся на
множество своевольных позывов и помыслов, сами вынашивают в себе вечную муку,
плач и скрежет зубов (Мф. 8, 12), поскольку Божественный пламень любви
оборачивается для их греховной воли геенским огнем: Господь, Бог твой, есть огнь
поядающий, Бог ревнитель (Втор. 4, 24)xcvi.
Как писал преподобный Исаак Сирин, «мучимые в геенне поражаются бичом любви
(Божией.– О. Н.)» (слово 18)xcvii. Ибо, по преподобному Максиму, блаженство и радость
возможны лишь в свободном согласовании воли человеческой с волей Божественной.
Лишь свободное и творческое избрание Божественной воли, лишь освящение и ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz