Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
как житейский разоритель их имущества»ccxxiv. Этот взор, ослепленный страхом, в
исцелении бесноватого смог увидеть только картину житейского ущерба: своих свиней,
исчезнувших в глубинах Галилейских вод. Житейское ведение, не просветленное верой,
неизбежно изгоняет из своих пределов Христа, представляющего Собою угрозу его
«свиньям» – и материальным, и духовным: похоти плоти, похоти очей и гордости
житейской (ср.: 1 Ин. 2, 16). Но Господь обратил мудрость мира сего в безумие (1 Кор.
1, 20).
Вера и есть единственный путь к свободе, единое на потребу, ибо всё возможно
верующему (Мк. 9, 23): все мирское познание обращается тогда в «суету». Ибо, по словам
преподобного Максима Исповедника, «вера есть первое воскресение в нас Бога,
умерщвленного нашим неведением»ccxxv.
«Сии способы ведения пять тысяч лет... управляли миром, и человек нисколько не
мог поднять головы своей от земли и сознать силу Творца своего, пока не воссияла вера
наша и не освободила нас от тьмы земного делания и суетного подчинения»ccxxvi.
Мирское ведение обременено заботой и непрестанным попечением. Однако нет
такого ведения, которое и при всех своих богатствах не пребывало бы в скудости. В то
время как вера, опирающаяся на Божие промышление, обладает непреходящей
ценностью. Итак не заботьтесь, потому что Отец ваш Небесный знает, что вы
имеете нужду (Мф. 6, 31, 32) и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полУчите
(Мф. 21, 22). В то время как ведение, исполненное тревог, как бы сохранить и защитить
свое достояние, воистину ест «хлеб болезни», вера уповает лишь на Бога: Аще не Господь
сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126, 1).
Страху всегда сопутствуют сомнение и смятение: так, идущий по водам Петр
испугался (Мф. 14, 30) и начал тонуть, в то время как вера свободна от всяких страхов:
Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель
живота моего, от кого устрашуся (Пс. 26, 1).
«…Сомнение сопровождается разысканием,– пишет преподобный Исаак Сирин,– а
разыскание – принятыми способами, а принятые способы – ведением»ccxxvii. Однако ни это
ведение, ни земная мудрость не могут спасти человека в случаях реальной опасности – «в
явных бранях с невидимыми природами и с силами телесными». Преподобный Исаак,
однако, обвиняет не само это ведение, а те его «способы, в которых идет оно вопреки
75
вере», приближаясь в этом «к чинам демонским»ccxxviii, и действует «под завесою... плоти»,
лишая человека упования. В этом «богопротивном» ведении, как утверждает святой
подвижник, «насаждено древо познания доброго и лукавого, искореняющее любовь»ccxxix.
Таким неожиданным образом сталкиваются утверждения относительно пути
человеческого познания преподобного Исаака Сирина и Гегеля. Первый видит в нем
прямое следствие грехопадения человека, второй – превозносит его как самый большой
дар. Первый обличает искусителя, подтолкнувшего человека к падению, второй –
поклоняется ему и ставит само это падение в заслугу. Первый видит в этом типе познания
отрицание Божиего Промысла и неверие, второй – утверждение и апофеоз
самонадеянного человеческого разума.
Однако преподобный Исаак говорит также об истинном ведении, соединенном с
верой.
Это духовное ведение посылается человеку Самим Духом Святым: Если любите
Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя,
Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает
Его. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас
всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (ср.: Ин. 14, 15–17, 26). Дух Святой учит
человека свободе: все возможно верующему (Мк. 9, 23). ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz