ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


преображение воли человеческой в подвиге исполнения Христовых заповедей могут
служить условием спасения, залогом благодатного обожения человека. Обожение и есть
цель творения, цель всякой твари. Однако оно не может быть актом насилия: оно должно
быть избрано и принято в свободе и любвиxcviii.
Но свобода и явилась возможностью падения человека, которое было актом воли.
Поэтому и грех человека укоренился в его свободной воле. По сути – грех есть ложное
избрание и ложная установка произволения. Тем, что человек выбирает зло, он открывает
ему путь к существованию.
Как писали святые отцы, зло не существует само по себе, оно лишено сущности, оно
не есть субстанция: «Зло само по себе есть ничто, ибо оно не есть какое-либо существо и
не имеет никакого состава»xcix. Зло паразитирует на какой-либо другой сущности,
произвольно уклонившейся ко злу, и делается реальным лишь в свободном извращении
разумной воли, отвергающей Бога и тем самым устремленной к небытию. Уязвленная
грехом воля теряет свою цельность, становится страстной и непрозрачной, больной и
ограниченной в своей свободе: разум теряет власть над бесконтрольными, низшими
силами души, «стихиями» падшей природы, инстинктами, принуждающими волю к
повиновению. Нарушается вложенная в человека Творцом естественная иерархия души:
плоть начинает паразитировать на силах души, душа присваивает себе полномочия духа.
Дух уклоняется от Бога и тянется к небытию. В этом греховном состоянии он постепенно
перестает различать в себе «голос Божий», узнавать в Боге своего Творца и Спасителя.
Человек в таком состоянии души и не может помыслить свою свободу иначе как свободу
выбирать. Как правило, выбор его происходит между земным и земным, между
греховным и греховным, между страстным и страстным.
Именно такое редуцированное и суженное понимание свободы исключительно как
«свободы выбора», относящейся лишь к поведению человека в эмпирическом мире,
возобладало в новоевропейской философии.
Свобода выбора
Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными
возможностями. Именно на этом, то есть собственно на свободе выбора, в основном и
28
сосредоточивала свое внимание многовековая философская мысль. Однако такое
понимание свободы, исключительно как свободы выбора, чрезвычайно сужает и обедняет
само содержание свободы.
Против этого в европейской мысли восставал Бергсон, настаивая на том, что такая
постановка вопроса уже содержит в себе грубое искажение подлинного иррационального
волевого процесса: отчетливый выбор между возможностями, уже в готовом виде
предстоящими перед сознанием, может иметь место лишь при интеллектуальном выборе
между разными средствами, ведущими к чаемой цели. Таким образом, выбор происходит
не между разными целями, а лишь между путями достижения намеченной цели: цель
вообще не есть нечто, предпосланное желанию, она сама формируется в процессе
желанияc.
По-видимому, сама предпосылка об априорном наличии уже готовых вариантов,
между которыми и положено делать выбор, обрекает свободу на необходимость
совершать выбор, то есть ставит ее в принудительное положение. В силу этого свобода не
может быть сведена только к свободе выбора, но имеет и иное измерение, иное качество
действования. Бергсон впервые в истории философии утверждал, что на самом деле не
существует никаких готовых путей и вариантов, между которыми была бы обязана
выбирать наша свобода, напротив: свобода сама творит новые пути и новые варианты.
Она сама таит в себе новые возможности и осуществляет их.
Такое понимание свободы разделяют и некоторые русские религиозные философы ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190