ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


однако не в полную меру, его воля. (ср.: «Благое // Вижу, хвалю, но к дурному
влекусь...»xxxv.)
Вспоминаются слова преподобного Антония Великого: «…кто хочет спастися, тому
нет... никакого препятствия – разве только нерадение и разленение души»xxxvi. О том же
говорит и преподобный Серафим Саровский, отмечая, что главное отличие святых от нас
14
– в решимости. То есть в такой полноте воли, которая собирает воедино всего человека и
влечет его ко Христу, чего бы это ни стоило – вплоть до смерти. Эта полнота воли
созидается силой любви, которая сочетает «человека в единстве логоса [его естества] и
образа [существования]... <…> Через эту силу любви [человек] добровольно освобождает
себя от самого себя, отделившись от представлений и свойств, которые он [был склонен]
мыслить относящимися к себе соответственно [греховной] воле»xxxvii.
В этом же акте полной цельной решимости во что бы то ни стало быть со Христом
блаженный Августин видел высшую свободу человека: абсолютный поворот воли к
добру. «Следует внимательно и зорко различать возможность не грешить и
невозможность грешить... в первой выражается свобода воли: я могу не грешить; вторая
значительно выше: я не могу грешить»xxxviii.
Об этом же внутреннем расколе немощной воли, парализованной грехом, пишет
апостол Павел: Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что
ненавижу, то делаю. Потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать
оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу,
делаю. Если же делаю тО, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех
(Рим. 7, 15, 18–20)xxxix.
Падшая душа оказывается целиком под игом князя мира, который непрестанно
волнует ее разнообразными помыслами и желаниями, рассеивает по ветру воспоминаний,
населяет множеством пригрезившихся привидений, ловит ее мирскими обольщениями,
запугивает страхами и смущениями, жестоко потрясая ее до самого основания. Ощущая в
себе паралич воли, она не в состоянии сосредоточиться на главном, ухватиться за что-то
бесспорное, непреложное, Абсолютное,– наконец, войти во внутреннюю свою клеть,
заглянуть в себя и в самых глубинах сердца отыскать своего Творца, создавшего ее
наедине: Студных помышлений во мне точит наводнение тинное и мрачное, от Бога
разлучающее ум мой, еже иссуши, о заступниче мой! (канон Ангелу Хранителю).
«Земля предлагает нам, что полюбить; время похищает то, что мы любим, и
оставляет в душе толпу призраков, которые подстрекают страстное устремление то к
одному, то к другому. И душа становится беспокойной и печальной, напрасно стараясь
удержать то, что ее удерживает»xl.
«Грех,– пишет преподобный Антоний Великий,– порабощая любителя своего,
держит его в плену у себя»xli.
Диавол в житии преподобного Антония делает знаменательное признание, что ему
приходится держать грешников «в оковах»xlii.
Таким образом, сама по себе свободная воля оказывается чем-то двусмысленным и
внутренне противоречивым. Еще блаженный Августин разделял в свободе воли два
модуса: свободу хотеть и свободу мочь, то есть свободу хотения и свободу действия.
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19).
Действительно, человек может хотеть совершить нечто и в то же самое время не иметь
никакой возможности осуществить желаемое. Сама эта невозможность обращает к нему
лицо несвободы. Или же, имея твердое намерение свободной воли, человек может
поступать так, что все его действия оказываются в противоречии с первоначальным
намерением: Веси бо, Владычице моя Богородице, яко отнюд имам в ненависти злая моя
дела, и всею мыслию люблю закон Бога моего, но не вем, Госпоже Пречистая, откуду яже ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz