Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
оправдать и удостоверить». (Гегель Г. В. Ф. Философия религии. М., 1977. Т. 2. С. 331.)
«Внутренний мир может родиться из разума, и тот мир, который из разума рождается,
есть величайший, какой только возможен». (Цит. по: Шестов Л. Киргегард и
экзистенциальная философия. М., 1992. С. 143. Ср.: Спиноза. Этика. Теоремы 52 //
Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1998. Ч. 4. С. 535.)
10 С другой стороны, в античности, а потом и в эпоху Возрождения, существовала и
противоположная тенденция глубинного материализма, опиравшегося на культ
телесности: чувственной красоты. «Бог создал мир, но как же этот мир прекрасен, как же
много красоты... в человеческом теле, в живом выражении человеческого лица!.. Как
красиво энергичное мужское тело и как изящны мягкие очертания женской фигуры! Ведь
это тоже есть создание Божие». (Лосев А. Эстетика Возрождения. М., 1988. С. 53.)
19
По этой логике становится правомочным и признание автономной этики,
устанавливающей собственные императивы и претендующей на господство над бытием.
Но главное – разум, или ум, обособленный от природы человека в силу своего особого
статуса, приобретает черты «сверхъестественного», предстает как нечто бесконечное и
безначальное, наделенное божественным бытием. И не случайно Гегель, говоря о судьбе
Сократа, вспоминает и о древе познания добра и зла, и об искусителе с его будете, как
богиl. Он утверждает: змий не обманул человека, плоды с древа познания стали
источником философии для всех будущих времен... Впрочем, вся его «Философия духа» с
насмешкой, если не презрением, относится к Писанию и приемлет из него лишь то, что
может «оправдаться» перед разумным сознаниемli.
Религиозный философ Л. Шестов – этот апологет веры и произвола, видевший
повсюду в античной и новейшей философиях следы «райского змия»,– высказывал
убеждение, что только вкусивший от плодов древа познания добра и зла может так
беззаветно (как Сократ, Платон, Гегель, Кант, Спиноза и др.) отдаться во власть чар
знания, может иметь столь непоколебимую уверенность в том, что только знание несет
человеку истинуlii. Такое положение рождает перевертыш: истина таким образом
отождествляется лучшими философскими умами с плодами от древа познания, райский
змий выступает «благодетелем» человечества, а Творцу в таком случае выпадает роль
«обманщика».
Примерно так это и трактовал Гегель: Бог обманул человека, а райский змий,
проникнув в Его тайные намерения, обличил Его перед первыми людьми. «Змий говорит,
что Адам станет равным Богу, и Бог подтверждает, что это действительно так, что это
познание ведет к богоподобию»liii. Плоды с древа познания добра и зла – это
самодостаточный разум, все черпающий из самого себя, до тех пор пока он не натыкается
на кантовские «всеобщие и необходимые суждения», то есть на «необходимость». Она
полагает конец всяким изысканиям.
Сократ полагал, что даже сами боги подвластны этой необходимости. Знание кладет
предел их свободе, указывая границы дозволенного и недозволенного, благочестивого и
неблагочестивого. И богам не дано выбирать, как это следует из платоновского
«Евтифрона»: и над смертными и над бессмертными равно тяготеет необходимость и
долженствование. Добро с его этическими ценностями выступает некоей автономной,
самозаконной силой, перед которой должны преклониться все, даже боги. Как утверждал
Платон, даже боги не борются с необходимостью: «А с судьбой не воюют и боги»liv. Из
этого следует, что не воюют они и с автономной этикой.
В связи с диктатурой необходимости свобода воли оказывается под вопросом:
человек наделен ею в той же мере, в какой и камень, падающий на землю, который, будь
он наделен сознанием, полагал бы, что делает это свободно (пример из Спинозы). Спиноза
в своей 68-й теореме из «Этики» связывает свободу с проблемой познания: «Если бы ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190