Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
Действительно, если критериев практически нет, как отличить, с точки зрения самого
же постмодерниста, искусство от шарлатанства и хулиганства. Абсолютно никак. Ибо
никто не докажет, что табурет – это произведение «актуального искусства», а не просто
столярное изделие и более ничего. И вот здесь вступает в силу личностный поведенческий
компонент, репрезентативность автора, его имидж. Именно он является главным
аргументом либо в пользу произведения, либо в пользу табуретки. Автор должен убедить
читателя, слушателя, зрителя через суггестивность личностных порывов – поведенческих
и (или) интеллектуальных.
Знакомство с постмодернистским произведением должно исходить из знакомства с
имиджем его автора. Одна и та же вещь может быть оценена совершенно по-разному в
зависимости от того, кто именно ее произвел. Это и есть единственный критерий: картина
тем дороже, чем репрезентативнее авторский имидж. И чем она дороже куплена, тем она и
«лучше». Единственным судьей в конце концов оказывается потребитель – тот, кто
заплатил.
Что же тогда, в таком случае, имидж? В переводе с английского это значит «образ»,
однако не всякий образ будет имиджем, но лишь тот, который имеет знаковое значение.
Например, сам по себе бомж не может иметь имидж бомжа, ибо он таковым является. Но
художник-эстет вполне может поведенчески эксплуатировать именно этот имидж:
интересным здесь будет именно дистанция между сущностью и изображением. Или
политики Анпилов и Баркашов не имеют имиджа, но то, что они являют собой в жизни –
социально и эстетически, составляет имидж писателя-постмодерниста Лимонова.
Имидж – это узнаваемый стереотип, театрализованная маска, на которую есть спрос,
и при этом – полная анонимность подлинного лица. Такой маской может быть имидж
респектабельности, или сильной личности, или чудака, или эпатирующего публику
артиста. Имидж Эдуарда Лимонова есть имидж общественного негодяя. «Национал-
большевизм» Лимонова – не идеологического, как тому подобает быть, а чисто эстетского
происхождения.
Этика агрессивного героизма подкреплена в нем экстравагантной эстетикой насилия,
что контрастирует сегодня с пошлостью и бесформенностью либерализма. В этом смысле
он может быть понят как ученик Константина Леонтьева. Стилистически Лимонов и
реалист, и даже соцреалист, и даже романтик. И тем не менее это явление именно
постмодерна: основной пружиной творчества, а главное – его объектом, становится
создание своего негативного, эпатирующего имиджа, сочинение «судьбы», понимаемой
как целая цепь перформансов и инсталляций. Главное произведение писателя Эдуарда
Лимонова – это сам «Лимонов»: нищий эстетский поэт – эмигрант-бродяга – сексуальный
меньшевик – отребье общества – респектабельный парижский писатель – оголтелый
русский большевик...
Имидж не есть органически присущий (заданный) человеку образ, но некая
искусственная эстетезирующая подмена этого образа, то есть личина. Личина есть нечто,
«подобное лицу, похожее на лицо, выдающее себя за лицо и принимаемое за таковое, но
пустое внутри как в смысле физической вещественности, так и в смысле метафизической
субстанциональности»ccclxxi. Основное свойство личины – ее пустота, лжереальность,
которая и в христианстве, и в фольклоре всегда считалась свойством всего нечистого,
лукавого и злого. Личина – это знак оборотня, перевертыша. Имидж как раз и призван
скрыть настоящее лицо, обесценить и поставить под сомнение его подлинность и обречь
его на анонимность.
Соединяя жизнь и искусство посредством имиджа и перформанса, постмодернизм, по
сути, собственными методами пытается осуществить утопию, странным образом (как
сказал поэт, «бывают странные сближенья») напоминающую теургический замысел Вл.
143 ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz