ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


Христианских мучеников, исповедников, страстотерпцев? Святителей, юродивых,
преподобных и просто праведников? Да разве не живописны и не художественны
добродетельные Петруша Гринев, князь Мышкин, Алеша Карамазов, лесковский
протопоп Туберозов?.. Или – добродетель побеждающего, о котором в Откровении Дух
говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая
Божия. …побеждающий не потерпит вреда от второй смерти. …побеждающему
дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное
новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает (Откр. 2, 7, 11, 17)?
Явно здесь какая-то досадная подмена, аберрация: очевидно, Розанов имел в виду
нечто иное, некую иную «добродетель», некое, быть может, ходячее морализаторство,
показное, фальшивое благочестие, по сути – фарисейство, то есть не лик, а личину,
лживую скорлупу, безжизненную маску.
Однако это розановское mot может быть понято и совсем иначе: художнику, в силу
его собственного духовного несовершенства, куда труднее изобразить причастную Истине
добродетель, чем порок, который тайно и явно оплетает падшее человеческое существо:
О, злое мое произволение, егоже и скоти безсловеснии не творят!.. Да како уже возмогу
отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деянием, в няже впадаю по вся дни и
нощи и на всяк час? (Молитва по прочтении канона Ангелу Хранителю.) Пределом же
неописуемости является Сам Бог. Все дерзновенные попытки Его описания,
94
предпринятые в современных романах, закономерно оканчиваются творческим провалом,
манифестацией пошлости горделивого человеческого существа...
Впрочем, Розанову принадлежит и другой афоризм, заимствованный им у
Мережковского: «ПошлО то, что пОшло»cclxxxi.
...В. Розанов, как и Вл. Соловьев, умер по-христиански. Священник Павел
Флоренский, который был с ним рядом в дни его прощания с миром, свидетельствует, что
он покаялся во многих своих антицерковных сочинениях и причастился.
Во время болезни, которая предваряла кончину мыслителя, у него было навязчивое
бредовое состояние: ему повсюду мерещилась какая-то гнилая сырость. Ему казались
сырыми воздух, одежда, постель, в которой он лежал,– он мучился, пытаясь отыскать хоть
какое-то «сухое местечко».
Поскольку бред своеобразно выражает болезненные внутренние состояния, можно
высказать догадку, что такого «сухого места» он не мог отыскать прежде всего во всем,
что он когда-либо сочинил: все это было насквозь пропитано его чувственным
отношением к миру, опознаваемым как некая «метафизическая влажность», в отличие от
аскетичной сухости Духа, Которого он искал и обрел в свои последние дни.
М. Булгаков: Бог или диавол?
О том, что «порок живописен», современное искусство вспоминает куда чаще, чем о
какой-либо добродетели. Особое влияние в этом плане оказал на советскую ментальность
М. Булгаков с его «Мастером и Маргаритой». Пышный бал у сатаны, творящего в мире
дела справедливости, карающего совдеповских продажных чиновников и стукачей,
поразил воображение советского интеллигента. Хотя и написанный не без авторской
любви, Иешуа Га-Ноцри, что-то невнятно бормочущий себе под нос про то, что, мол,
ученики все переврали, произвел куда меньшее впечатление, каждый раз вызывая своим
появлением на страницах нечто вроде досады: гораздо интереснее следить за
безнаказанными и остроумными хулиганствами «мессира» и его свиты. При этом сам
«мессир» выступал благодетелем обиженных, заступником оскорбленных, покровителем
влюбленных и самой любви. Статус его в профанном сознании, несомненно, повышается
еще и благодаря тому, что он вполне «на дружеской ноге» мог беседовать и с тем, кого М.
Булгаков выдает нам за Сына Божиего. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz