Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
Присуждение премии Жозе Сарамаго вызвало жесткую негативную реакцию
Ватикана, с полным основанием увидевшего в этом исключительно идеологическую
акцию. И сколько бы апологеты нового лауреата ни пытались внушить, что коммунизм
Сарамаго вовсе не того свойства и смысла, какой имеет коммунизм Лубянки и ГУЛАГа,
Зюганова и Анпилова, а какой-то иной, «хороший» коммунизм, становится все отчетливей
его прежняя богоборческая гримаса, проступающая из-под импортного
постмодернистского грима.
Проблема этики
И все же либеральное мышление непоколебимо уверено, что и у него есть своя этика.
В ответ на письмо кардинала Карло Мария Мартини «Во что верит тот, кто не верит?»
Умберто Эко, один из лидеров левой интеллигенции Италии, знаменитый писатель,
семиолог и историк культуры, пишет в эссе «Когда на сцену приходит другой»: «Я
постарался обосновать принципы внерелигиозной этики на чисто природном явлении...
какова наша телесность, и на убеждении, что инстинктивно всякий полагает, что его душа
(или нечто, выполняющее ее функцию) проявляется только благодаря соседству с
окружающими. Из этого вытекает, что то, что я определил как «внерелигиозная этика», по
сути – этичность природы... Природный инстинкт, дозревший до степени самосознания,–
разве это не опора, не удовлетворительная гарантия?»cdiv.
И хотя Эко, явно благодушествуя, пытается уверить кардинала в том, что «основные
принципы природной этики... совпадают с принципами этики, основанной на вере в
трансцендентное», и что «невозможно не признать, что природные этические принципы
запечатлелись в нашем сердце на основании программы спасения»cdv, он руководствуется
явно языческими принципами.
По сути, вся его этика сводится к максиме: «Ты меня не тронь, и я тебя не трону – так
и будем соблюдать права друг друга», а его упование зиждется на вере в некий премудрый
природный инстинкт, который сам по себе этичен. В таком случае, этика волка состоит в
том, чтобы съесть овцу, а этика овцы в том, чтобы быть съеденной. По крайней мере,
именно эта метафора реализуется в столкновении либерального сознания и Церкви – будь
то Церковь Православная или католическая. Последняя, впрочем, в наши дни особенно
страдает от того, что этические либеральные волки пожирают стадами ее овец.
Итак, этика «нового сознания» сводится к высвобождению природных инстинктов.
Два тысячелетия христианства, казалось, опровергшие эти утверждения в качестве
этических, до сих пор кое-как сдерживают общество, в «коллективном сознании»
164
которого действительно не могли не запечатлеться какие-то принципы «программы
спасения» от того, чтобы безоговорочно сдаться власти природных инстинктов.
Однако эта этика сможет одолеть общество в том случае, если сами функции
природных инстинктов будут мифологизированы в качестве человеческой и
общественной нормы. А поскольку «мы приходим к нашим представлениям о
нормальности через одобрение определенных стандартов поведения и чувств внутри
определенных групп, которые полагают эти стандарты на своих членов»cdvi, то становится
вполне понятной публичная акция легализации сексуальных меньшинств, манифестация
их в качестве нормы человеческого поведения и борьба за их сугубые права. Делается
ясной преднамеренность сексуального воспитания детей и той бесконечно транслируемой
по ТВ поточной эротики, претендующей на то, чтобы сделаться невозбранной и
незазорной атмосферой жизни. Наконец свидетельствует сам за себя тот хищный
инстинкт собственности, который так активно поощряется теми же СМИ.
Этот своеобразный руссоизм современной цивилизации есть залог ее утопичности.
Именно Руссо спровоцировал своим учением о добродетельном природном человеке все
прогрессистские течения социальных реформ (в том числе и марксизм), которые должны ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz