ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


Меж тем новое религиозное сознание, которое еще в начале века виделось как
«новое» по отношению к традиционному Православию и Церкви и претендовало на то,
чтобы если не заменить, то поглотить их в себе, являлось попыткой соединения
некоторых, притом весьма вольно интерпретируемых, христианских начал с
внехристианскими идеями. Оно утверждало, что человек нового религиозного сознания не
может отречься ни от язычества, ни от христианства: «Мы зачарованы не только
Голгофой, но и Олимпом, зовет и привлекает нас не только Бог страдающий, умерший на
кресте, но и бог Пан, бог стихии земной... и древняя богиня Афродита»cclxxv. Характерно,
что подобный плюрализм всегда вполне закономерно заканчивается разрывом с
христианством и его культурой и в конце концов оборачивается борьбой с ними.
В сущности, новое религиозное сознание, сулящее человечеству «новый эон» и новое
«внутреннее христианство» взамен христианства исторического (церковного), есть
ловушка, если не тупик. Это предельное манихейство («мир есть зло, из него нужно
уйти»cclxxvi), лишающее мир какой-либо ценности и предлагающее взамен Царства
92
Божиего вымышленную землю обетованную, куда человека приводит не Дух Святой,
пребывающий в Церкви, не духовный подвиг, не воцерковленная свобода, а дух прелести
и своеволия.
Но – увы! – и земли обетованной не дано увидеть носителям нового «небывалого»
религиозного сознания. И она оказывается миражом. Бердяев как истинный
экзистенциалист видел источник зла в объективации мира: вследствие грехопадения в
человеческом сознании произошел раскол между субъектом познания и его объектом.
Мир по отношению к человеку объективировался и распался на массу разнородных
явлений. Адам увидел самого себя как бы со стороны, и увидел, что он наг, и устыдился.
Творчество, по Н. Бердяеву, есть единственный путь преодоления объективации, которая
представляет собой несомненное зло, грех: «объективация духа есть его искажение,
самоотчуждение», между тем как субъект и объект соединяются в акте творчества,
оказываясь свободными от власти «мира сего»cclxxvii.
Однако и эта свобода весьма сомнительна, если не мнима, ибо всякое выражение
творческого акта вовне попадает во власть этого мира, как пишет Бердяев. Таким образом,
и само творчество оказывается трагедией творческой личности, которая обречена на
бытие в мире падших явлений, в мире объективированном, в царстве необходимости.
Здесь замыкается роковой круг, который не под силу разомкнуть новому религиозному
сознанию.
Есть и другой критерий, по которому можно оценивать сочинения Бердяева. Это
несопоставимость содержания его идей и их формы.
Например, он утверждает, что творчество есть духовное делание, в котором человек
забывает о себе, отрешается от себя в творческом акте, поглощен своим предметом; что
творческий инстинкт в человеке есть бескорыстный инстинкт, в нем человек забывает о
себе, выходит из себя. Однако нигде в своих сочинениях, даже в самых отточенных и
метких своих mots (изречениях), Бердяев не только не отрешается от себя, не только не
забывает о себе, но напротив, он весь занят исключительно собой, собственным
субъективным достоянием и состоянием – своими чувствами, переживаниями, исканиями,
оценками и выкладками.
Протоиерей Василий Зеньковский точно подметил, что «в этой невозможности выйти
за пределы самого себя, в поразительной скованности его духа границами личных
исканий – ключ к его духовной эволюции»cclxxviii. Певец свободы и творчества оказался
невольником собственных рациональных построений. Тот, кто объявлял творчество
последней религиозной реальностью, сам потерялся средь миражей собственного
субъективизма. И тот, кто претендовал на создание «универсального христианства», сам ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz