Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
Проще всего было бы назвать ее, вслед за Р. Бартомccclv, идеологией капитализма
(буржуазности, либерализма), который предпочитает выступать анонимно по причинам
своей заведомой непопулярности и того негативного значения, которое это слово имеет в
России. Однако в новой нарождающейся российской мифологии вырабатываются некие
избыточествующие стандарты мышления, чрезвычайно расширяющие эту
идеологическую анонимность. И прежде чем отыскать подлинного анонима, необходимо
рассмотреть мифотворческие механизмы новой культуры.
Смерть Автора как «смерть Бога»
В онтологической модели постмодернистского сознания культура (мир) предстает в
виде текста. Литературное произведение отныне – это не авторски организованные
слова, своеобразно выражающие «теологический смысл» («сообщение» Автора-
Творца)ccclvi, но «многомерное пространство, где сочетаются и спорят друг с другом
различные виды письма, ни один из которых не является исходным. Текст создан из
цитат, отсылающих к тысячам культурных источников»ccclvii. На смену Автору приходит
некто «скриптор», который занимается чем-то вроде «игры в бисер»: он несет в себе не
чувства, мысли, настроения и впечатления, а нечто вроде каталога смыслов, которыми он
и жонглирует. Игра смыслами предполагает отсутствие Смысла, и устранение Автора
делает напрасными всякие попытки «расшифровки» текста. Мало того, вспомнить об
Авторе – значит, попытаться все же наделить текст окончательным значением, придать
ему смысл, что равносильно разрушению постмодернистской затеи, для которой текст тем
самым «застопоривается», а письмо «замыкается»ccclviii. Таким образом, удаление Автора –
это не просто эффект нового письма, это онтологический переворот: каждый читает, как
хочет, и воспринимает, как ему придет в голову, ибо Автор устранен на всех уровнях и не
является больше «камнем преткновения».
Московский поэт Лев Рубинштейн в качестве универсальной модели нового
искусства изобрел такие кубики, на каждой грани которых написан некий словесный
131
синтаксический период, синтагма. Фокус кубиков в том, что, как их ни положи, как ни
брось, получится тот или иной текст, интерпретировать который волен сам читатель
(игрок). Поэт (скриптор) может лишь гадать об уровне поливалентности его прочтений, и
не сами эти интерпретации его интересуют, ибо авторство его состоит именно в
«придумке»: наглядности и пригодности для манипулирования. «Кубики» есть модель
постмодернистского мира, который в любом случае (как ни раскинь) формирует некий
текст, отвергая тем самым идею о существовании исходного Текста, то есть, по сути,–
Божественного творения.
Аналогичной акцией был роман американского писателя Реймонда Федермана «На
Ваше усмотрение». Название романа диктует способ его прочтения: страницы в нем не
только не нумерованы, но и не сброшюрованы. Сам читатель волен читать их в любом
порядке. Сама по себе структура романа продуцирует идею полной «бесхозности»
мироздания.
Итак, такого рода тексты, существующие в рассеянном, дисперсном виде, сами по
себе являются социально символическим актом, вполне идеологически обоснованным,
ибо они кодифицируют и демонстрируют как «безначалие» анонимность господствующей
идеологии.
Постмодернистское письмо с его постоянной амбивалентностью и текучими
смыслами отказывается признавать за текстом (и за миром как текстом) какую-либо
Тайну, то есть окончательный смысл. Таким образом, оно «открывает свободу
контртеологической, революционной по сути своей, деятельности, так как не
останавливать течение смысла значит в конечном счете отвергнуть Самого Бога и все Его
ипостаси – рациональный порядок, науку, закон»ccclix. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz