ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Вспомни, что
Ты, как глину, обделал меня...
Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня,
кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня,
жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой?
(Иов 10, 8–12)
Святитель Григорий Палама учит и о том, что человек отображает и Божественное
бытие. Если всмотреться в человека, то увидим в нем Бога. В чине Крещения об этом
говорится так:
Ты бо… от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши
тварь, и Твоим Промыслом строиши мир: Ты от четырех стихий тварь сочинивый
(выделено нами.– О. Н.), четырми времены круг лета венчал еси.
Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души
словесныя, и тела благолепнаго устроивый его, яко да тело служит словесной души:
главу убо на высочайших положивый, и в ней множайшия чувств водрузивый,
незапинающия друг другу... и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя
Изряднохудожника (выделено нами.– О. Н.).
Литургическое богословие оплакивает человека в чине погребения такими словами:
Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду… по образу Божию созданную нашу
красоту, безобразну, безславну, не имущую вида. Но и «сама материя,– по слову псевдо-
Дионисия Ареопагита,– получив бытие от Истинной Красоты, сохраняет чрез все свое
материальное устроение некие следы духовного благообразия, через посредство ее можно
подняться до нематериальных прообразов ее». Преподобный Симеон Новый Богослов
свидетельствует, что внутри тварей «остался тот невещественный свет, непричастный
ничего из этого мира»cccxi.
Поэтому в человеке пребывает, по словам святителя Василия Великого, «вожделение
прекрасного», потребность соединения и причастия ему, чаянье преображения,
стремление к святости: «Люди по природе вожделевают прекрасного, в собственном же
смысле прекрасно... благое, а благ – Бог»cccxii. Творческое делание человека состоит в том,
чтобы дать этим высшим вожделениям и потребностям насытиться, стремлениям –
осуществиться, то есть по своей свободной воле предать всего себя в волю Божию и
воплотить Божественный замысел о себе самом.
Противоречит ли смирение творчеству?
Седьмой Вселенский Собор (787 г.), принявший догмат иконопочитания,
засвидетельствовал о той высоте догматической важности, на которую могут быть
возведены человеческое творчество и культура.
Смысл его сводится к двум положениям:
1. Обожение человека подразумевает и безусловную ценность его деятельности, и
деятельности художественной по преимуществу (недаром святые отцы
называли искусство молитвенного «умного делания» художеством, а исихастов
– «художниками умного делания»).
106
2. Безусловная ценность культуры и искусства предопределена идеей
«воплощения, воплощаемости и воплощенности Абсолютного Смысла
Бытия»cccxiii.
Непреложность богословских положений христианства о безусловной ценности
человеческого творчества и культуры с новой силой ставит вопрос о смирении и
послушании человека-творца,– вопрос, который тем не менее сделался камнем
преткновения как для мыслителей Серебряного века, так и для обывателей, пытающихся
судить о творческом процессе извне. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz