Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
Таковыми могут быть любые цитаты, любые фрагменты жизненной обстановки –
вплоть до афиш, почтовых открыток, уличных лозунгов и надписей на стенах и тротуарах.
Задача постмодерниста – поместив в иной контекст тиражированные массовой культурой
высказывания, придать им новый смысл, который полностью зависит от индивидуального
воображения зрителя/читателя, или, по крайней мере, уверить его в том, что этот смысл
существует. Прием перемещенных предметов используется и в комбинированной
живописи, и в литературе, и в музыке.
Перемещенный предмет в инсталляции призван утратить свою подлинность,
существенность, функциональность, если не саму вещественность – он становится лишь
орудием манипуляции, выражением авторской аллюзии, артефактом, не укорененном в
платоновском мире идей.
Технология постмодернизма
Ту же цель не менее парадоксальным образом преследует и американская художница
Шерри Левин, фотографирующая чужие фотографии и копирующая чужие картины,
чтобы выставлять их потом как свои собственные. Выступая в качестве творческого
мотива для последующей репрезентации, эти римейки (to remake – англ. – «переделать»),
то есть теперь уже ее фотографии и картины, должны «реализовать» оригинал. Это
показательно тем, что здесь уже реальность исчезает вовсе: за видимостью оказывается
ничто. Гиперреальные образы и модели уже не являются слепками или подобиями
реальности, они сами ее вылепливают. Речь теперь может идти о новом порождении
реальности знаковыми системами, а также о безусловном влиянии этих систем на
формирование психики, идеологии и общественного мнения.
Сила информационного общества ведь и состоит в этом роковом соединении власти
и знака: анонимная власть знакова, знак обладает властью, поскольку он симулирует
реальность. Можно говорить о тотальной переработке культуры, экономики, политики в
безличную знаковую систему, разрастающуюся в своей демагогии и круговую в своем
движении.
В этом смысле телевидение и есть культурная форма власти, преобразующая все в
знаковый мир рекламы и идеологии: все то, что не отражено в мире телевидения,
оказывается периферийным по отношению к главным тенденциям современности. Здесь
же перемещенными предметами становятся исторические события, превращенные в шоу,
исторические лица, которым придан современный имидж... Весь мир представлен по типу
видеоклипа: мелькающие, дробящиеся на глазах и произвольно объединяемые фрагменты.
Словно все в этом мире получило свою автономию и сорвалось со своих мест в
броуновском движении.
Да и сам мерцающий, пульсирующий телеэкран, предполагающий возможность хоть
ежесекундного переключения программ, символизирует постмодернистскую технологию,
сообразную ее продукции.
С другой стороны, мироздание оказывается здесь повсеместно рукотворным,
прирученным и даже выдрессированным Диснейлендом или Голливудом с «летающими
139
тарелками», восстаниями Спартака, тонущими «Титаниками», чудовищами Юрского
периода и даже картинами на евангельский сюжет. Это символизирует определенную
установку современного сознания: ни в мироздании, ни в мировой истории нет ничего,
что нельзя было бы сконструировать и воспроизвести усилиями человеческого разума и
зрелищных технологий: нет ни мистики, ни Тайны, ни Смысла, ни Творца, ни Его
Промысла.
Характерна в этом смысле со скандалом прошедшая по экранам Европы реклама
«Фольксвагена», построенная на приеме «перемещенного предмета» и рассчитанная на
создание образа-обманки: симулякра. Она демонстрирует как бы Тайную Вечерю, на ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz