ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


Был ли Христос диссидентом?
Два тысячелетия христианства дают много примеров того, как человечество
пыталось использовать имя Христово для удовлетворения своих интеллектуальных,
душевных и материальных интересов и нужд. В Нем видели то нравственного Учителя из
Назарета, Который может покрыть Своим авторитетом те или иные идеологические
прорехи, то находили в Нем черты революционного вождя и поборника демократического
прогресса, то напротив, усматривали в Нем гаранта государственной стабильности –
словом, люди так или иначе пытались встать под знамя того или иного нравственного
принципа, провозглашенного Христом. За всеми этими разнородными попытками
приспособить Христа для себя, подогнав Его под свои мерки и сделав Его выразителем
своих земных интересов, стоит общее убеждение, что Христос должен обеспечить
христианам земное благоденствие и гарантировать им Своим авторитетом земную
правоту.
Эта склонность людей пользоваться Христом как аргументом в споре с идейным
противником и обращать к Нему взоры как к политическому вождю, или социальному
реформатору, или даже как к земному царю в надежде заручиться поддержкой Его
Божественного авторитета была изобличена в Евангелии Самим Спасителем, когда Он,
узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, удалился (Ин. 6, 15), и
сказав искавшим Его: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что
ели хлеб и насытились (Ин. 6, 26).
Этот соблазн прикрыть собственные религиозные или социально-политические
соображения личностью Христа и пытаться поразить оппонента именем своего
воображаемого сообщника, а то и вождя, всегда рождает блеф, будь то зловещая
христианская утопия великого инквизитора, будь то забавные фантазии «на тему
христианства» некоторых либеральных (и коммунистических) публицистов, пытающихся
адаптировать Христа к духу времени.
Поскольку кодовым словом этого нового духа времени – его паролем – стало слово
«свобода» именно в том земном смысле, как его трактует либерализм, то и задача такой
публицистики сводится к весьма своеобразной интерпретации образа Христа: Христос
становится исключительно фигурой политической: либералом, правозащитником и даже
диссидентом. Именно это становится в Нем для духа времени «единым на потребу».
Такое утилитарное использование темы Христовой свободы неизбежно отсекает все
лишнее, не идущее к делу. Невостребованной оказывается та царственная Христова
76
свобода, которая призвана нас освободить как раз от рабства систем и теорий, стихий и
утопий, страстей и фантазий, законов и прав, грехов и болезней, «коммунизмов» и
«либерализмов»...
Довольно характерна в этом отношении статья Зои Крахмальниковой «Иная
мысль»ccxxx. Одна из глав так и называется «Первый диссидент», имеется же в виду
Христос. Он и «первый инакомыслящий, распятый лжецами и фарисеями за свое
инакомыслие». Кроме того, «весь подвиг Христа заключается именно в том, чтобы
принять инакомыслие как мировидение, открытое человечеству Христом».
Инакомыслие Христа, по мнению публициста, состояло в том, что Он думал и
говорил «о Боге, человеке, жизни, смерти и бессмертии совсем не то, что говорили до Его
появления». Далее З. Крахмальникова проводит параллель между «инакомыслием»
Христа по отношению к первосвященникам и диссидентским инакомыслием в эпоху
КПСС и КГБ.
Итак, главным аргументом в пользу диссидентства Христа автор статьи считает тот
факт, что Христос думал и говорил о Боге «совсем не то», что говорили о Нем раньше, и
следовательно, Он опровергал и даже низвергал Своей проповедью религию Своего ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz