Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
жадность, которая не хочет ничего терять,– но только от Тебя нельзя ничего отнять»
(Блаженный Августин. Исповедь. М., 1992. С. 61–62).
13
Богу. Так и прародителей наших оказалось возможным склонить на грех только словами:
“Будете, как боги”»xxvii.
Грех осквернил всего человека, извратил его разум, поразил «духом противления»
его душу, внес разлад в его свободную волю.
Святитель Григорий Богослов называет свою плоть «льстивым своим врагом и
противником, никогда не прекращающим нападений», «злобно ласкающимся зверем». В
душе своей он наблюдает лютое противоборство: «…все... противоположно и
противоборствует одно другому. <…> Я – образ Божий, и родился сыном срама…»xxviii.
«Откуда это чудовищное явление,– восклицает блаженный Августин,– и почему оно?
Душа приказывает телу, и оно тотчас повинуется; душа приказывает себе – и встречает
отпор. <…> Душа приказывает душе пожелать – она ведь едина – и, однако, она не делает
по приказу. <…> Приказывает, говорю, пожелать та, которая не отдала бы приказа, не
будь у нее желания,– и не делает по приказу. <…> А значит, приказывает она не от всей
полноты, поэтому приказ и не исполняется. Если бы она была целостной, не надо было бы
и приказывать: все уже было бы исполнено. А следовательно: одновременно желать и не
желать – это не чудовищное явление, а болезнь души…»xxix.
Эта расколотость и двусмысленность свободной воли в падшем человеке порой
образно описывались святыми отцами как две разноречивые воли. Преподобный
Анастасий Синаит различает в человеке «богозданную и богоданную волю разумной
души» и «плотскую, диавольскую и вещественную волю», возникшую в результате
грехаxxx. Также и преподобный Максим Исповедник писал о двух волях в человеке – воле
«естественной», неотделимой от природы и являющейся сущностным выражением ее, и
воле «гномической», выбирающей, личностной, формирующей характер. Грехопадение,
утверждает он, извратило и исказило свободную волю человека (liberum arbitrium),
присущую его естеству, его «логосу природы»xxxi.
Она подчинилась страстям, которые обрели власть над человеком и сделали его
своим рабом. Эта искаженная воля принимает характер личного произвола, расположения
(habitus) – человека как индивидуального существа, представляя собой личностный и
актуализированный аспект способности к самоопределениюxxxii.
«…Два греха возникли в праотце [нашем] вследствие преступления божественной
заповеди: …первый – от произволения, добровольно отказавшегося от блага, а второй – от
естества, вслед за произволением невольно отказавшегося от бессмертия»xxxiii.
Вслед за ним и преподобный Иоанн Дамаскин различает в человеке «волю
естественную» и «волю избирательную». Способность «хотеть» принадлежит природе
человека, созданного по образу Божиему, ибо Божеству по природе свойственны свобода
и произволение. Но сама определенность «воления», сам «образ воления» не принадлежит
его природе: именно здесь заключена в человеке возможность выбора и решения.
«Не одно и то же – желать и каким образом желать, ибо желать, подобно тому как и
видеть, есть принадлежность естества, потому что это свойственно всем людям, а то,
каким образом желать, есть свойство не естества, но нашей души, избирающей
направление и решающейся, подобно тому как и то, каким образом видеть, хорошо или
худо»xxxiv.
Слабость, неопределенность и нерешительность воли являются одним из наказаний
за грех Адама. Воля оказывается расколотой, внутренне противоречивой. Она двоится,
будучи неспособной полностью отождествить себя со своим желанием. На человека
нападает некий «паралич воли», и он порой застывает, не в силах сделать выбор, как
некий витязь на распутье. Или совершает нечто противоположное тому, чего желала, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz