Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
ненавижду, та и люблю, а благая преступаю (молитвы на сон грядущим).
С другой стороны, человек, зная о превратностях своей капризной воли, может
избрать для себя такую ценность, ради которой он готов пожертвовать всеми издержками
своего свободного воления: Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо
есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего. Господи, или хощу, или не хощу, спаси
мя (молитвы на сон грядущим); научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой
(молитва по 15-й кафисме).
15
Преподобный Иоанн Кассиан ставил вопрос, как надо понимать слова апостола
Павла: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Ибо по
внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу
иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником
закона греховного, находящегося в членах моих (Рим. 7, 19, 22–23). Ведь Апостол достиг
верха человеческой праведности, поистине приблизился к совершенству, стал святым – не
проще ли было бы объяснить его слова таким образом, словно он произносит их от лица
тех грешников, которые, даже и желая уклоняться от греха, все же настолько пленены
своими плотскими страстями и порочными навыками («жестокою тираниею», пишет
преподобный Иоанн Кассиан), что не могут, вопреки своей воле, обрести желаемую
свободу не грешить. И сам же он отметает такое предположение, относя написанное
апостолом Павлом не к грешникам, а именно что к праведникам. «Ибо кто из
согрешающих,– восклицает у него некий старец Феона,– нехотя (курсив наш.– О. Н.)
оскверняет себя прелюбодейством? Кто принужденно делает козни ближнему? Кто
неизбежною необходимостью бывает вынужден обижать человека ложным
свидетельством, или обворовывать, или... проливать кровь? Напротив,– напоминает он,–
помышление сердца человеческого есть зло от юности его (Быт. 8, 21)»xliii. Пророк
Иеремия утверждал, что грешники не только не против воли совершают свои беззакония,
но творят их даже с великими усилиями, преодолевая препятствия – до усталости (Иер.
9, 5).
Так что вовсе не их имеет в виду апостол Павел: он свидетельствует о своем
собственном многотрудном опыте, сокрушается о своих собственных болезнях и
противоречиях: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
Греховный закон, водворившийся во всем составе человека, в его природе, во всех его
пяти чувствах, во всех его частях и членах, стремится поработить свободную волю и
заставить ее работать на себя. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию,
а плотию закону греха (Рим. 7, 25). Грех пожирает свободу человека. В бытийственном
плане свободе противостоит именно грех: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8,
34). Путь освобождения лежит через преодоление греха, через покаяние, молитву и
аскезу.
Преподобный Максим Исповедник, у которого встречаются чрезвычайно глубокие и
дерзновенные идеи о сублимации страстей в добродетели, пишет о том, что поскольку нас
побуждают ко злу три начала: бесы, страсти и злое произволениеxliv, то все низшие,
греховные и грубые желания и влечения должны преодолеваться с помощью высшего
желания, вернее, они должны преобразоваться путем одухотворения в это высшее
желание5. Только любовь может преобразовать нашу свободную волю и обратить нас к
нашему ипостасному призванию6; при этом преподобный Максим как бы подчеркивает,
что любовь может также неразрывно сочетать любящего с любимым, как нераздельно
были соединены оба естества, а следовательно, и обе воли Господа7.
5 «...Должно разумом, вместо неведения, через ведение устремляться... к
наиединственнейшему Богу; желанием, чистым от страсти себялюбия, возбуждаться в
любовном томлении к одному только Богу; яростным же началом, отделенным от ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz