Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
виду, что постмодернизм, повторяем, есть не столько какое-то культурное течение или
направление искусства, сколько новый тип мироощущения, общекультурное сознание,
тип мышления и восприятия.
По логике постмодернизма («после нового»), история искусств как смена стилей
закончена. Наступила эпоха метаискусства, метаязыка, способом чтения которого этот
постмодернизм и является. Он в одинаковой мере равнодушен как к традиционализму
(искусству, опирающемуся на старые образцы), так и к авангардизму (искусству,
устремленному к новым формам) самим по себе, но и то и другое создают для него единое
культурное пространство, лишенное каких-либо приоритетов. В этом пространстве все
является лишь материалом для его интерпретаций, для его словесных, изобразительных
инсталляций (в переводе с английского – устройство, установка, монтаж, сборка).
Но закончена не только смена стилей, но и сама история: она зашла в «тоталитарный
тупик»cccxlix, и теперь нужны «альтернативные понятия, чтобы сбить историю с ее мерного
шага, нужны интервенции «другого мышления», даже «безумного мышления»... Так
развертывается целый веер альтернативных наук, вер, искусств, языковых моделей»cccl.
Такое сознание аннигилирует прошлое и упраздняет будущее – значимым является
только настоящее, «актуальное», «метаисторическое»: в нем нет ни нового, ни старого, но
все может быть привлечено и использовано для карманных нужд текущего момента.
126
Контекст делается важнее текста, творчество подменяется произвольной интерпретацией
уже сотворенного, и это перетолковывание уже существующего становится
преимущественным видом деятельности постмодернизма.
Это означает прежде всего размывание всяких границ – культурных, этических,
эстетических, религиозных, церковных. Это означает опрокидывание всех ценностных
иерархий и уравнивание «в правах» самых разнородных сущностей и предметов.
Собственно, никакой вертикали в этом мире больше не существует: сакральное
профанируется, профанное эстетизируется, возвышенное редуцируется, а низкое обретает
статус нормального.
В этом «культурном пространстве» иерейский крест демократично соседствует с
трезубцем и козлиным хвостом, попадая в единый «текст» какого-нибудь современного
писателя или делаясь атрибутами видеоклипа. Но главное все же то, что в таком же
неумолимом равноправии они существуют в самОм постмодернистском сознании.
Любопытно и то, что постмодернизм, используя материал и технику массовой
культуры (эстрадных песен, «мыльных опер», рекламы и т. д.) и наделяя свои тексты
рекламной привлекательностью, гарантирующей потребительский спрос, вместе с тем
своей иронической трактовкой этих сюжетов и приемов апеллирует к элитарному
сознанию. Однако любая пародия всегда имеет в виду некую норму, во имя которой она
либо превращает в гротеск пародируемые предметы и стили, либо создает для них
неадекватный контекст.
Поскольку такой нормы для постмодернизма не существует, пародия становится
тотальной: из литературного приема она превращается в мировоззренческий метод.
Еще в 1908 году А. Блок называл иронию болезнью, сродни душевным недугам. Путь
иронии «начинается с дьявольски-издевательской, провокаторской улыбки, кончается –
буйством и кощунством»cccli.
«По ту сторону добра и зла»
Модель постмодернистского мира воспроизводит не так давно открывшийся в
Москве небольшой магазинчик «Путь к себе», предлагающий потребителю весь
«джентльменский набор» нового человека. На небольшом пространстве, то есть подряд,
там выставлены для продажи:
шарики для медитации, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz