Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
И для постмодернистской культуры Бог действительно умер: самовольная
интерпретация заместила Благую Весть.
Но для христианина, как и для христианской культуры, все осталось незыблемым, и
фильм Скорцезе – это лишь ночной кошмар, «навет вражий», «лукавое наитие». Ибо тот,
за кого режиссер выдает нам Бога, не есть Иисус Христос: это есть лишь самозванец,
клеветник, ряженый, лукавый.
Любопытен при этом вопрос: почему писатель Н. Козандзакис и талантливый
режиссер взялись за эту кощунственную и невыполнимую задачу, почему было им не
создать новый, собственный сюжет, в каких-то линиях даже сходный, где главным героем
был бы некий человек, великий подвижник, постник и даже чудотворец, который,
возгордившись, пал самым обыкновенным и обыденным образом – соблазнившись
красотой исцеленной им девушки? Грубо говоря, почему М. Скорцезе не снял нового
«Отца Сергия»? Должно быть, как раз потому, что, условно говоря, в «Отце Сергии»
отсутствует именно этот постмодернистский концепт: изъять из Евангелия «Автора» и,
следуя до самого момента распятия за евангельским сюжетом, убить Бога, что как раз и
значит утвердить вседозволенность и безответственность человека. («Если Бога нет – то
все позволено».)
И позволено абсолютно все. Моцарт и Сальери на старой сцене МХАТа матерятся,
как урки. В спектакле по мотивам «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова
демонстрируют, как теперь это называется, «занятия любовью». На подмостках Театра на
Таганке Мцыри без стеснения показывает свои гениталии. Гоголь в спектакле П. Фоменко
«Мертвые души. Второй том» является на сцене в виде женщины.
Русская классика, впрочем, как и зарубежная, предстает в свете «нового культурного
сознания» сплошным блудилищем, где все как на подбор – сексуальные маньяки и
извращенцы. Именно это, в представлении «нового культурного сознания», хоть и
нехудожественно, но интересно: «классика получает современное звучание», ибо и она
становится сценой, на которой беснуется наше раскрепощенное «коллективное
бессознательное», а классики, как и их герои, оказываются не лучше, чем гипотетические
мы – хамы и содомиты.
Таким образом, непристойность не только объявляется нормой, но становится знаком
приобщенности к контексту современности. Неприятие же модернизма
(постмодернизма?), как мы помним, является «признаком фашизма»ccclxv.
Для постмодернизма характерен взгляд на мир как на спектакль, сплошное
грандиозное шоу, в котором человеческие представления о реальности оказываются
производными от человеческих же систем ее репрезентации. Таким образом, все,
136
принимаемое за действительность, есть лишь представление о ней, зависящее к тому же
от ракурса, который выбирает зритель.
Перемена ракурса ведет к радикальному изменению всего представления, а значит, и
мира. Человек оказывается обреченным на постоянно меняющуюся череду «точек зрения»
и ракурсов действительности, не дающей человеку в этом «мелькании» проникнуть в
свою сущность. Видеоклип с его постоянно меняющимися фрагментами или цветомузыка
с ее пульсирующим ритмом и освещением становятся точной репрезентацией подобного
типа видения.
Такому «обвалу» объективного мира соответствует не только крушение веры в
Слово, в Логос, но и неверие в слово как таковое, то есть в язык, способный точно и
достоверно воспроизводить действительность и свидетельствовать об истине. При этом и
реальность человеческой личности делается проблематичной.
Новый герой
«Новыми героями» становятся герои комиксов, компьютерных игр, видеоклипов: ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz