Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
плотским, он тем не менее указывает на то, что смирение «подавляет и угашает» дух. Из
этого своего впечатления он делает вывод, что смирение – не единственное средство, не
единственный путь духовной жизни. И поэтому нельзя отвечать на все запросы духа
проповедью смиренияcclxvi.
Психология творчества отличается от психологии смирения и не может быть на ней
построена, утверждает он далее. Смирение есть внутреннее духовное делание, в котором
человек занят своей душой, самоопределением, самоусовершенствованием,
самоспасением (! – О. Н.). Творчество, по его мысли, есть духовное делание, в котором
человек забывает о себе, отрешается от себя в творческом акте, поглощен своим
предметом. Творчество – всегда потрясение, в котором преодолевается обыденный эгоизм
человеческой жизни. Невозможно делать научные открытия, философски созерцать тайны
90
бытия, творить художественные произведения, создавать общественные реформы лишь в
состоянии смирения.
Тут Бердяев обращается к примеру святителя Афанасия Великого, которому, как он
думает, истина единосущия открылась не в состоянии смирения, а в состоянии
творческого подъема и озаренияcclxvii. К сожалению, в подтверждение этой мысли он не
приводит никаких свидетельств, да и вряд ли может их отыскать. Не может подтвердить
он и свое суждение о том, что творчество – это иное качество духовной жизни, чем
смирение и аскеза.
Так выкристаллизовывается у Бердяева ставшая столь популярной идея
автономности творчества, претендующего на статус нового альтернативного пути
спасения человека, преображения твари и обожения мира.
Церковь у Бердяева переходит в некие периферийные области, где христианство, как
он считает, стало бескрылым, скучным и нетворческим, чья духовная любовь есть
«стеклянная любовь»cclxviii; где совершается подмена заповеди любви к Богу и ближнему,
данной Самим Христом, заповедью внешнего смирения и послушания, охлаждающей
всякую любовь; где происходит вырождение христианства и наличествует неспособность
вместить Божественную истину христианстваcclxix; где стремление к осуществлению
Божией Правды, Царства Божиего, духовной высоты и духовного совершенства
объявляется духовным несовершенством, недостатком смирения и где, наконец,
«упадочное смирение создает систему жизни, в которой жизнь обыденная, обывательская,
мещански-бытовая почитается более смиренной, более христианской, более нравственной,
чем достижение более высокой духовной жизни, любви, созерцания, познания,
творчества, всегда подозреваемых в недостатке смирения и гордости»cclxx.
Удивительно, насколько искаженной предстает здесь картина церковной жизни!
Бердяев словно и сам не замечает того, что Церкви неизвестно никакое «упадочное
смирение». Очевидно, здесь речь идет о ханжеской личине смирения, порицаемой,
повторяем, в первую очередь, самой Церковью. Однако Бердяев пускается в опасную игру
словами, намеренно или по неведению называя именем христианской добродетели ее
искажение.
Однако ложные слова приводят его и к ложным выводам.
Торговать в лавке, жить самой эгоистической семейной жизнью, служить
чиновником полиции или акцизного ведомства – смиренно, не заносчиво, не дерзновенно,
утверждает мыслитель как бы от имени Церкви. А вот стремиться к христианскому
братству людей, к осуществлению правды Христовой в жизни или быть философом или
поэтом, христианским философом и христианским поэтом – не смиренно, гордо,
заносчиво и дерзновенно. Лавочник не только корыстолюбивый, но и бесчестный менее
подвергается опасности вечной гибели, чем тот, кто всю жизнь ищет истины и правды,
кто жаждет в жизни красотыcclxxi. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz